Решение Муромцевского районного суда Омской области от 29.07.2015 N 2-412/2015 <О признании недействующими статьи 8, частей 2, 6 статьи 27, статьи 30, части 5 статьи 32 и части 1 статьи 36 Устава Муромцевского муниципального района Омской области, утв. Решением Совета Муромцевского муниципального района Омской области от 19.07.2013 N 48>
МУРОМЦЕВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 июля 2015 г. по делу № 2-412/2015
Муромцевский районный суд Омской области
в составе судьи Мешаловой С.С.,
с участием помощника прокурора Китика А.Ю.,
при секретаре Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Муромцевского района Омской области в интересах Российской Федерации о признании Устава Муромцевского муниципального района Омской области, утвержденного Решением Совета Муромцевского муниципального района Омской области от 19.07.2013 № 48, не соответствующим требованиям законодательства в части регламентации механизма избрания главы муниципального образования, возложении обязанности привести Устав Муромцевского муниципального района Омской области в соответствие с требованиями законодательства,
установил:
Прокурор Муромцевского района обратился в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя его тем, что Устав М. Омской области, утвержденный Решением Совета М. Омской области от 19.07.2013 № 48, отдельными положениями противоречит требованиям действующего законодательства. Так, Федеральным законом от 03.02.2015 № 8-ФЗ "О внесении изменений в ст. 32 и 33 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" регламентирован новый механизм избрания главы муниципального образования. Кроме того, указанным Законом предусмотрены особенности выборов депутатов представительного органа муниципального образования, распущенного за непроведение правомочного заседания в течение трех месяцев подряд. Вместе с тем, в ходе ревизии установлено, что в ст. 8, ч. ч. 2, 6 ст. 27, ст. 30, ч. 5 ст. 32 и ч. 1 ст. 36 Устава Муромцевского муниципального образования, вышеуказанные изменения до настоящего времени не учтены. Данная позиция доводилась до сведения Совета М. в форме протеста прокурора района от 17.06.2015 г. Однако, несмотря на неоднократное проведение сессий Совета, до настоящего времени изменения в Устав не внесены, протест прокурора отклонен. Просит признать Устав Муромцевского муниципального района Омской области, утвержденный Решением Совета Муромцевского муниципального района Омской области от 19.07.2013 № 48, не соответствующим требованиям законодательства в части регламентации механизма избрания главы муниципального образования и обязать Совет Муромцевского муниципального района привести Устав в соответствие с требованиями законодательства.
Помощник прокурора Муромцевского района Китик А.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. Пояснил суду, что до настоящего времени изменения в Устав не внесены, он противоречит Федеральному закону.
Представитель заинтересованного лица Совета Муромцевского муниципального района Омской области В. в судебном заседании пояснила, что Устав действительно не соответствует новым требованиям закона, регламентирующим механизм избрания главы муниципального образования. Данный вопрос дважды рассматривался депутатами, но они проголосовали против внесения изменений в Устав.
Заслушав помощника прокурора, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд находит основания для удовлетворения заявленных прокурором требований по следующим основаниям.
Как следует из статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Из представленных материалов усматривается, что Устав Муромцевского муниципального района с оспариваемыми положениями утвержден Решением Совета Муромцевского муниципального района 19.07.2013 года, зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации 21.08.2013 года, государственный регистрационный номер RU555140002013001, опубликован 30.08.2013 г. в газете "Знамя труда" № 34.
Таким образом, учитывая, что Устав Муромцевского муниципального района Омской области является действующим нормативно-правовым актом, суд находит, что имеются законные основания для проверки соответствия отдельных норм (положений) Устава федеральному законодательству в порядке главы 24 ГПК РФ.
Согласно ст. 15 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с требованиями п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Из содержания ст. 76 Конституции РФ следует, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 03.03.2015 № 8-ФЗ "О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регламентирован новый механизм избрания главы муниципального района, предусмотрены выборы депутатов представительного органа муниципального образования, распущенного за непроведение правомочного заседания в течение трех месяцев подряд.
В соответствии с п. 6.1 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", лица, являвшиеся депутатами представительного органа муниципального образования, распущенного на основании части 2.1 статьи 73 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (за исключением лиц, в отношении которых судом установлен факт отсутствия вины за непроведение представительным органом муниципального образования правомочного заседания в течение трех месяцев подряд), не могут быть выдвинуты кандидатами на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.
В соответствии со ст. 3 Закона Омской области от 06.11.2014 № 1674-ОЗ (ред. от 25.03.2015) "Об отдельных вопросах реализации Федерального закона "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на территории Омской области", Глава муниципального образования Омской области, наделенного статусом городского округа, муниципального района, избирается представительным органом муниципального образования Омской области из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
Согласно п. 3.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, устав соответствующего муниципального образования подлежит приведению в соответствие с указанным законом субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.
В данном случае, из п. п. 1, 5 ст. 8 Устава Муромцевского муниципального района Омской области, утвержденного Решением Совета М. Омской области от 19.07.2013 № 48 (л.д. 17-53), следует, что муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов Совета Муромцевского муниципального района, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При проведении выборов Главы Муромцевского муниципального района и депутатов Совета Муромцевского муниципального района применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства. Избирательная комиссия Муромцевского муниципального района признает избранным на должность Главы Муромцевского муниципального района кандидата, получившего наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
В соответствии с п. п. 2, 6 ст. 27 Устава, Глава Муромцевского муниципального района в соответствии с настоящим Уставом избирается на муниципальных выборах и руководит Администрацией Муромцевского муниципального района на принципах единоначалия. Глава Муромцевского муниципального района вступает в должность на заседании Совета Муромцевского муниципального района, которое проводится в срок не позднее 7 дней со дня регистрации избранного Главы Муромцевского муниципального района избирательной комиссией муниципального района.
В соответствии со ст. 30 Устава, полномочия Главы Муромцевского муниципального района прекращаются досрочно в том числе в случаях: удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ; отзыва избирателями; изменения порядка формирования представительного органа муниципального района в соответствии с частью 5 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ; преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 4, 6 статьи 13 настоящего Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, а также в случае упразднения муниципального образования; увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования.
Полномочия Главы муниципального района прекращаются досрочно также в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации в случаях: установления в отношении избранного на муниципальных выборах Главы муниципального района факта открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда указанное лицо было зарегистрировано в качестве кандидата на выборах Главы муниципального района.
Согласно ч. 5 ст. 32 Устава, полномочия Главы Муромцевского муниципального района, депутатов Совета Муромцевского муниципального района, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица в случае отзыва избирателями прекращаются со дня, следующего за днем регистрации отзыва.
Согласно ч. 1 ст. 36 Устава, избирательная комиссия Муромцевского муниципального района организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ Муромцевского муниципального района, преобразования Муромцевского муниципального района.
Из протеста на решение Совета М. Омской области от 19.07.2013 № 48 "Об утверждении Устава Муромцевского муниципального образования Омской области" (л.д. 7-8) следует, что прокуратурой района внесен протест на несоответствие Устава Муромцевского муниципального района действующему законодательству, Совету М. предложено привести в соответствие с требованиями федерального законодательства ст. 8, ч. ч. 2, 6 ст. 27, ст. 30, ч. 5 ст. 32 и ч. 1 ст. 36 Устава Муромцевского муниципального образования.
Согласно Сообщению Совета Муромцевского муниципального района от 26.06.2015 г. (л.д. 9), протест прокурора был рассмотрен 22.06.2015 г. на заседании Совета М. Омской области с участием прокурора района. В результате голосования большинством голосов депутатов предложенные изменения и дополнения в Устав М. отклонены.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ ФНС России (л.д. 10-15) Совет Муромцевского муниципального района Омской области зарегистрирован в качестве юридического лица с 26.11.1996 г.
Таким образом, судом установлено, что Уставом Муромцевского муниципального района до настоящего времени предусмотрено избрание Главы муниципального района на муниципальных выборах, что противоречит федеральному законодательству, законам Омской области, которыми регламентирован иной механизм избрания главы муниципального образования, а именно избрание главы муниципального района представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В связи с чем, требования прокурора Муромцевского района Омской области подлежат удовлетворению, а оспариваемые положения Устава, а именно ст. 8, ч. ч. 2, 6 ст. 27, ст. 30, ч. 5 ст. 32 и ч. 1 ст. 36, признаются недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявленные прокурором Муромцевского района Омской области требования, удовлетворить.
Признать ст. 8, ч. ч. 2, 6 ст. 27, ст. 30, ч. 5 ст. 32 и ч. 1 ст. 36 Устава Муромцевского муниципального района Омской области, утвержденного Решением Совета Муромцевского муниципального района Омской области от 19.07.2013 № 48, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Совет Муромцевского муниципального района Омской области обязанность привести Устав Муромцевского муниципального района Омской области в соответствие с требованиями федерального законодательства.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или представление в течение месяца в Омский областной суд через Муромцевский районный суд со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья
С.С.Мешалова
------------------------------------------------------------------