Решение Куйбышевского районного суда города Омска от 20.04.2015 N 2-2146/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Решения Омского городского Совета от 26.11.2014 N 284 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201">
КУЙБЫШЕВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ОМСКА
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 апреля 2015 г. по делу № 2-2146/2015
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Жидковой М.Л., при секретаре К., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 20 апреля 2015 года материалы гражданского дела по иску В.С.А, В.Д.С. об оспаривании в части решения Омского городского Совета от 26.11.2014 № 284 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201,
установил:
И.А, В.Д.С. обратились в суд с исковыми требованиями об оспаривании в части решения Омского городского Совета от 26.11.2014 № 284 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201. Мотивируя обращение, истцы указали, что им на праве собственности по ? доли принадлежит земельный участок расположенный в н. Омске по <адрес>, с кадастровым номером N. На земельном участке расположен жилой дом 1946 года постройки. Истцы на указанном участке возвели новый дом. 20.11.2014 года истцы обратились в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска с заявлением о разрешении на условно разрешенный вид использования земельного. 11.02.2015 года истцами получен отказ от 19.12.2014 года из которого им стало известно, о том, что Решением № 284 от 26.11.2014 года Омского городского совета "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ города Омск Омской области, утвержденные решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года № 201" изменена зона с "Ж" на зону "ИТ-2" - зона городского наземного транспорта, в связи с чем, истцы не могут оформить право собственности на жилой дом. Просят признать Решение № 284 от 26.11.2014 года Омского городского совета "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ города Омск Омской области, утвержденные решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года № 201" в части установления территориальной зоны ИТ-2 - зоны городского наземного транспорта на земельный участок с кадастровым номером № недействительным.
В судебном заседании истцы В.С.А, В.Д.С., участия не принимали, о дате судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель истца Б.М.А., действующая по доверенности, заявленные требования поддержала и дала пояснения аналогичные содержанию искового заявления.
Представитель ответчика Омского городского Совета К.В.В., действующий по доверенности, заявленные требования не признал, представил письменные возражения на заявленные требования.
Представитель прокуратуры г. Омска в возражениях на заявленные требования указала, что позицию ответчика поддерживает.
Заслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Установив, что оспариваемый нормативный акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана муниципального образования и правил землепользования и застройки муниципального образования относится к вопросам местного значения, реализация которых осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно ст. ст. 24, 32 ГрК РФ утверждение генерального плана муниципального образования и правил землепользования и застройки муниципального образования является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления.
Генеральный план города Омска утвержден Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области" (опубликовано в газете "Третья столица" (специальный выпуск) № 50 от 03.08.2007).
Правила землепользования и застройки города Омска утверждены Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" (опубликовано в газете "Третья столица" № 69/1 от 19.12.2008).
Указанные нормативные правовые акты утверждены органом, в компетенцию которого входит утверждение таких актов, в полном соответствии с действующим градостроительным и иным законодательством и опубликованы в полном соответствии с законом.
Судом установлено, что 03.06.2013 года В.С.А, В.Д.С. по договору купли-продажи приобрели земельный участок из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером N, площадью 565 кв.м местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир жилой дом с почтовым адресом <адрес>, Кировский административный округ, <адрес> угол <адрес>, с разрешенным использованием: для размещения домов индивидуальной жилой застройки, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, при этом доли распределяются следующим образом ? в праве В.Д.С., и ? в праве В.С.А, Данный земельный участок передан по акту приема-передачи 25.06.2013 года, право общей долевой собственности зарегистрировано 16.07.2013 года.
Из представленного договора купли-продажи земельного участка от 03.06.2013 года, усматривается, что на земельном участке расположен жилой дом, общей площадью 87,7 кв.м с кадастровым (условным) номером № расположенный по адресу <адрес>, Кировский административный округ, <адрес> угол <адрес>, принадлежащий истцам на праве собственности.
Истцами представлен технический паспорт на жилой дом по <адрес> <адрес> в <адрес>, из которого следует, что на земельном участке возведен жилой дом общей площадью 158,2 кв.м.
20.11.2014 года истцы обратились в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка N, площадью 565 кв.м местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир жилой дом с почтовым адресом <адрес>, Кировский административный округ, <адрес> угол <адрес>, для размещения индивидуального жилого дома.
02.04.20153 г. Управлением Росреестра по Омской области в адрес истцов направлено уведомление № о приостановлении государственной регистрации права на <адрес> <адрес> <адрес> в <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № в связи с отсутствием акта ввода в эксплуатацию домовладения, разрешения на строительство, кроме того жилой дом не состоит на кадастровом учете. Заявители проинформированы, что по истечении срока приостановления и неустранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, в регистрации права будет отказано.
Согласно письму Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 19.12.2014 г. № 35/38 не может быть предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участок с кадастровым номером № для размещения индивидуального жилого дома, поскольку Решением Омского городского Совета от 26.11.2014 года № 284 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ города Омск Омской области, утвержденные решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года № 201" рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне "ИТ-2" - зона городского наземного транспорта в которой не предусмотрено такого вида разрешенного использования земельных участков как для размещения индивидуального жилого дома с прилегающим земельным участком.
В соответствии со ст. 1 ГрК РФ под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В силу ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Анализ вышеприведенных норм права позволяет сделать вывод, что Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит норм, обязывающих органы местного самоуправления определять функциональные зоны в генеральном плане города в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие (изменение) в будущем.
Протоколом комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Омска от 20.03.2014 года принято решение большинством голосов (15 голосовавших, 1 воздержавшийся): "Р1-372, ИТ-2, выделив территориальные зоны Ж5, Р1, ОД1 (с присвоением номеров), исключить территориальные зоны ОД1-208, Ж3-42, Ж3-43, Ж4-99 (<адрес>).
В газете "Третья столица" № 21(821) от 15.05.2014 года опубликована информация о проведении публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области. Публичные слушания состоялись 17.07.2014 года в здании Администрации г. Омска, по адресу <...>. Замечания и предложения по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области принимались с 16.05.2014 года по 11.07.2014 года в указанном в информационном сообщении порядке. При этом Проект Решения опубликован.
Из протокола заседания Омского городского Совета № 42 от 22.10.2014 года следует, что путем голосования большинством голосов Депутатами Омского городского Совета принято решение о принятии к рассмотрению Проекта Решения Омского городского Совета "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ города Омск Омской области, утвержденные решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года № 201". "За проголосовали 26 депутатов, "Против" - 9.
Постановлением Омского городского Совета № 948 от 22.10.2014 года Проект Решения Омского городского Совета "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ города Омск Омской области, утвержденные решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года № 201" принят к рассмотрению.
20.11.2014 года группа депутатов Омского Горсовета внесла предложения к проекту Решения Омского городского Совета "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ города Омск Омской области, утвержденные решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года № 201". Предложение на голосовании 26.11.2014 большинством голосов не принято.
26.11.2014 года
Решением № 284 от 26.11.2014 года "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ города Омск Омской области, утвержденные решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года № 201" принят проект Решения Омского городского Совета "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года № 201" (в первом чтении "за" - 25, "против - 7", "воздержались - 1", поправок к проекту Решения не поступило, во втором чтении "за" - 24, "Против" - 9, "Воздержались" - 0.
Решением № 284 от 26.11.2014 года "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ города Омск Омской области, утвержденные решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года № 201" в приложении № 1 "Карта градостроительного зонирования территории города Омска" к Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области утвержденным Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года № 201 изложены в новой редакции территориальные зоны. В том числе территория Р1-372, ИТ-2, исключив территориальные зоны ОД1-208, Ж3-42, Ж3-43, Ж4-99, выделив территориальные зоны Ж5 с номером 2719, Р1 с номером 2720, две территориальные зоны ОД-1 с номерами 2721, 2722.
В силу п. 11, 12 ст. 9 ГрК РФ генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. (часть 11 введена Федеральным законом от 20.03.2011 № 41-ФЗ). Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Согласно ст. 18 ГРК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
Статьей 24 ГрК РФ предусмотрено, что проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса. Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа. Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением. Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
По правилам ст. 28 ГрК публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее - публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
В соответствии со ст. 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.
Согласно "Положению о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Омске", утвержденных решением Омского городского совета № 272 от 20.07.2005 года (принято Постановлением Омского городского Совета от 20.07.2005 года № 1106) публичные слушания являются формой участия населения в осуществлении местного самоуправления (ст. 1), основным принципом организации и проведения публичных слушаний является учет мнения населения города Омска. Каждый житель города Омска вправе высказывать свое мнение по обсуждаемому вопросу, представлять материалы для обоснования своего мнения, представлять письменные предложения и замечания для включения их в протокол публичных слушаний. Проведение публичных слушаний осуществляется гласно. Каждый житель города Омска вправе знать о дне, времени, месте проведения публичных слушаний, о вопросах, выносимых на публичные слушания. Участие в публичных слушаниях осуществляется добровольно. Никто не вправе принуждать жителей города Омска к участию либо к отказу от участия в публичных слушаниях. (ст. 2). Проекты правовых актов, а также необходимые документы по вопросам, выносимым на публичные слушания, должны быть опубликованы в средствах массовой информации города Омска после опубликования либо одновременно с опубликованием правового акта о назначении публичных слушаний, но не позднее, чем за 30 календарных дней до дня проведения публичных слушаний (ст. 7).
Согласно ч. 1 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
На основании изложенного, Правила землепользования и застройки города Омска, в оспариваемой части, соответствует Градостроительному кодексу Российской Федерации и приняты в полном соответствии с установленной процедурой.
Также судом учитывается, отсутствие у заявителей информации об оспариваемом зонировании никак не свидетельствует о нарушении прав заявителей в настоящее время. Информация находится в свободном доступе, заявители не были лишены возможности принять участие в публичных слушаниях, и внести свои предложения в установленном законом порядке. Истцы не лишены возможности использовать земельные участки по их прямому назначению.
В силу положений статьи 32 ГрК РФ, из которой следует, что утверждение правил землепользования и застройки муниципального образования является полномочием представительного органа местного самоуправления. Следовательно, суд не вправе принимать на себя полномочия органов местного самоуправления в части зонирования земельных участков в ходе рассмотрения заявленных требований.
На основании п. 2 ч. 3 ст. 23 ГрК РФ (в редакции, действующей на момент принятия Генерального плана города Омска) генеральный план городского округа должен включать в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа.
Аналогичная норма содержится в действующей в настоящее время редакции ст. 23 ГрК РФ - генеральный план должен содержать карту (карты) планируемого размещения объектов местного значения городского округа, на которых должны быть отображены, в том числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения (п. 2 ч. 3 и пп. "б" п. 1 ч. 5).
В составе Генерального плана города Омска находятся карты, на которых отражены как существующие автомобильные дороги, так и планируемые к размещению автомобильные дороги разного значения (магистрали общегородского непрерывного движения, общегородского регулируемого движения, районного значения, обычные автомобильные дороги, соединяющие магистрали, и иные автомобильные дороги).
Так, на фрагменте карты (схемы) территориального планирования "Схема развития объектов транспорта местного значения" видно, что ул. <адрес> отнесена к магистралям районного значения.
В соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.09.2008 № 22-п "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования по Омской области" установлены основные расчетные параметры уличной сети городских округов и городских поселений.
Учитывая, что ул. <адрес> плане города Омска как магистраль районного значения с учетом параметров, установленных правовыми актами, она планируется к реконструкции.
В соответствии со ст. 38 Правил землепользования и застройки города Омска к зонам инженерной и транспортной инфраструктур относится зона ИТ-2 - зона городского наземного транспорта.
Таким образом, улицы <адрес> должны быть отражена в Правилах землепользования и застройки города Омска как зона ИТ-2 с учетом планируемого расширения.
Неотражение оспариваемой территориальной зоны в Правилах землепользования и застройки города Омска означало бы несоответствие их Генеральному плану города Омска и противоречило бы требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Статьей 34 ГрК РФ регламентирован порядок установления границ территориальных зон, в частности установлено, что границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
Таким образом, Правила землепользования и застройки города Омска полностью соответствуют Генеральному плану города Омска и требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, исковые требования В.С.А., В.Д.С. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования В.С.А, В.Д.С. об оспаривании в части решения Омского городского Совета от 26.11.2014 № 284 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска.
Судья
М.Л.Жидкова
------------------------------------------------------------------