По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Куйбышевского районного суда города Омска от 28.04.2015 N 2-2838/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании противоречащими закону Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Омска Омской области, утв. Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, в части установления зоны ОД4-1021 на земельном участке>



КУЙБЫШЕВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ОМСКА

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2015 г. по делу № 2-2838/2015

Резолютивная часть решения объявлена 23 апреля 2015 года
Мотивированная часть решения изготовлена 28 апреля 2015 года
Куйбышевский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Шибаевой Г.Б.
при секретаре С.
при участии прокурора Сосковец И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 23.04.2015 г. в г. Омске гражданское дело по заявлению Г. о признании Правил землепользования и застройки муниципального образования <адрес>, утвержденные решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N, противоречащими закону в части установления зоны ОД4-1021 на земельном участке с кадастровым номером N, о признании в этой части нормативный акт недействующим, и

установил:

Заявитель обратился в суд с вышеназванными требованиями. Г. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
Из заявления следует, что заявитель является собственником земельного участка с кадастровым N, площадью 353 кв.м, местоположение которого установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>. Земельный участок предоставлен в собственность для размещения и эксплуатации жилого дома на основании распоряжения Главного управления по земельным ресурсам Омской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Из письма администрации г. Омска следует, что земельный участок расположен в зоне спортивных и спортивно-зрелищных сооружений ОД4-1021 и предназначен для размещения объектов спортивного назначения и объектов, связанных с ними. Размещение индивидуальных жилых домов на в зоне ОД4 отнесено к запрещенному виду использования. Оспариваемый нормативный акт в части установления границ зоны ОД4-1021 нарушает права и законные интересы заявителя.
Представитель з/лица Омского городского Совета К., действующий на основании доверенности, суду пояснил, что с заявлением не согласен по основаниям, изложенным в отзыве. Из отзыва следует, что Градостроительный кодекс РФ не содержит норм, обязывающих органы местного самоуправления определять функциональные зоны в генеральном плане города в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие в будущем. Соответственно, в генеральном плане муниципального образования отражено планируемое и прогнозируемое развитие территорий. Территориальная зона ОД4 - это зона спортивных и спортивно-зрелищных сооружений, которая включает в себя участки территории г. Омска, предназначенные для размещения объектов спортивного назначения и объектов, связанных с ним. Утверждение Правил землепользования и застройки города Омска, а также внесение в них изменений или дополнений является исключительной компетенцией Омского городского Совета. Правила землепользования и застройки г. Омска в полном объеме соответствуют Градостроительному кодексу РФ и Генеральному плану г. Омска. Оспариваемые Правила в части не лишают граждан права собственности на земельный участок или объект капитального строительства, не препятствует гражданам владеть, пользоваться или распоряжаться своим имуществом. Использование таких объектов допускается без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, когда если использование таких объектов опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Выслушав объяснения представителя з/л, заключение прокурора об отказе в удовлетворении требований, изучив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Согласно ст. 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана муниципального образования и правил землепользования и застройки муниципального образования относится к вопросам местного значения, реализация которых осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно ст. ст. 24, 32 ГрК РФ утверждение генерального плана муниципального образования и правил землепользования и застройки муниципального образования является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления.
Генеральный план города Омска утвержден Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области" (опубликовано в газете "Третья столица" (специальный выпуск) № 50 от 03.08.2007).
Правила землепользования и застройки города Омска утверждены Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" (опубликовано в газете "Третья столица" № 69/1 от 19.12.2008).
Указанные нормативные правовые акты утверждены органом, в компетенцию которого входит утверждение таких актов, в полном соответствии с действующим градостроительным и иным законодательством и опубликованы в полном соответствии с законом.
Установлено, что Г. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, местоположение которого установлено относительно жилого дома с почтовым адресом: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии N№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа на обращение Г. в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № указанный земельный участок расположен в зоне спортивных и спортивно-зрелищных сооружений ОД4-1021, которая включает в себя участки территории г. Омска, предназначенные для размещения объектов спортивного назначения и объектов, связанных с ними.
В соответствии со ст. 1 ГрК РФ под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. В силу ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Анализ вышеприведенных норм права позволяет сделать вывод, что Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит норм, обязывающих органы местного самоуправления определять функциональные зоны в генеральном плане города в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие (изменение) в будущем. На основании п. 2 ч. 3 ст. 23 ГрК РФ (в редакции, действующей на момент принятия Генерального плана города Омска) генеральный план городского округа должен включать в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа. Аналогичная норма содержится в действующей в настоящее время редакции ст. 23 ГрК РФ - генеральный план должен содержать карту (карты) планируемого размещения объектов местного значения городского округа, на которых должны быть отображены, в том числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения (п. 2 ч. 3 и пп. "б" п. 1 ч. 5). В составе Генерального плана города Омска находятся карты, на которых отражены как существующие автомобильные дороги, так и планируемые к размещению автомобильные дороги разного значения (магистрали общегородского непрерывного движения, общегородского регулируемого движения, районного значения, обычные автомобильные дороги, соединяющие магистрали, и иные автомобильные дороги). Так, на фрагменте карты (схемы) градостроительного зонирования территорий г. Омска (приложение № 1, раздел 3) земельный участок с кадастровым № относится к территориальной зоне спортивных и спортивно-зрелищных сооружений ОД4-1021.. В соответствии со ст. 45 Правил землепользования и застройки города Омска территориальная зона ОД4 относится к зоне спортивных и спортивно-зрелищных сооружений, которая включает в себя участки территории г. Омска, предназначенные для размещения объектов спортивного назначения и объектов, связанных с ними. Неотображение территориальной зоны ОД4-1021 на данной территории в Правилах землепользования и застройки г. Омска означало бы их несоответствие Генеральному плану г. Омска и противоречило бы требованиям ГрК РФ. Статьей 34 ГрК РФ регламентирован порядок установления границ территориальных зон, в частности установлено, что границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа. Таким образом, Правила землепользования и застройки города Омска полностью соответствуют Генеральному плану города Омска и требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса. Согласно ч. 8, 9, 10 ст. 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Реконструкция указанных в части 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом. В случае, если использование указанных в части 8 настоящей статьи земельных участков и объектов капитального строительства продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов. На основании изложенного, Правила землепользования и застройки города Омска, в оспариваемой части, соответствует Градостроительному кодексу Российской Федерации и приняты в полном соответствии с установленной процедурой. Заявитель не лишен возможности использовать земельный участок и расположенный на нем объект капитального строительства по его прямому назначению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Г. о признании Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Омска Омской области, утвержденные решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N, противоречащими закону в части установления зоны ОД4-1021 на земельном участке с кадастровым номером N, о признании в этой части нормативный акт недействующим, отказать. Решение может быть обжаловано в Омский облсуд через канцелярию Куйбышевского районного суда г. Омска в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья
Г.Б.Шибаева


------------------------------------------------------------------