По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Седельниковского районного суда Омской области от 29.04.2015 N 2-164/2015 <О признании недействующим пункта 4 раздела "Администрации сельских поселений, входящих в состав муниципального района" Перечня муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления Седельниковского муниципального района в электронном виде, утв. Постановлением Администрации Седельниковского муниципального района Омской области от 13.08.2012 N 130>



СЕДЕЛЬНИКОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 апреля 2015 г. по делу № 2-164/2015

Седельниковский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Рубцовой Т.И.,
при секретаре П.,
с участием и.о. прокурора Седельниковского района Омской области Рыбакова И.А., ст. помощника прокурора Седельниковского района Царьковой А.А., представителя заинтересованного лица по доверенности Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-164/2015 по заявлению прокурора Седельниковского района Омской области о признании противоречащим действующему законодательству пункта 4 раздела 5 постановления Администрации Седельниковского муниципального района Омской области от 13.08.2012 г. № 130 "Об утверждении Перечня муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления Седельниковского муниципального района в электронном виде",

установил:

Прокурор Седельниковского района Омской области, выступив в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц, с учетом уточнения обратился в суд с заявлением о признании противоречащим действующему законодательству пункта 4 раздела 5 постановления Администрации Седельниковского муниципального района Омской области от 13.08.2012 г. № 130 "Об утверждении Перечня муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления Седельниковского муниципального района в электронном виде", указав в обоснование, что согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Пунктом 4 раздела 5 постановления администрации Седельниковского района Омской области от 13.08.2012 № 130 "Об утверждении Перечня муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления Седельниковского муниципального района в электронном виде", предусмотрено полномочие администраций сельских поселений, входящих в состав муниципального района, выдавать разрешения на размещение нестационарных торговых объектов.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2009 г. "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: 1) предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; 2) разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; 3) принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности; 4) проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях. Таким образом, выдача разрешений на размещение нестационарных торговых объектов к полномочиям органов местного самоуправления не относится.
На основании п. 3 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" обращение в суд с требованием о признании акта, противоречащим действующему федеральному законодательству, недействительным является одним из полномочий прокурора, осуществляемых в целях защиты государственных интересов, интересов муниципальных образований и неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.
Таким образом, администрация района, установив в п. 4 раздела 5 постановления от 13.08.2012 г. № 130 полномочие сельского поселения по выдаче разрешений на размещение нестационарных торговых объектов, которое не предусмотрено федеральным законодательством, создает предпосылки для совершения противоправных действий вопреки законным интересам субъектов предпринимательства.
В судебном заседании и.о. прокурора района Рыбаков И.А. и ст. помощник прокурора района Царькова А.А. уточненные требования поддержали по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица - Администрации Седельниковского муниципального района по доверенности Р., возражая против заявленных требований, пояснила, что позиция Администрации района была изложена в ответе на протест прокурора, также оспариваемое постановление не обязывает сельские поселения принимать административные регламенты по данному вопросу, оно просто констатирует тот факт, что в перечне услуг, которые они предоставляют, может содержаться выдача разрешений на размещение нестационарных торговых объектов. Данный перечень был принят по рекомендациям Министерства экономики Омской области о том, какие муниципальные услуги, в том числе администрациями сельских поселений, могут предоставляться в электронном виде. Считает, что прокурором в заявлении не указано, чьи права и какой именно закон нарушены оспариваемым постановлением.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Как разъяснено в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность.
Согласно ч. 3 ст. 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, т.е. оспариваемый акт или его часть подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу (п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. № 48).
Постановлением Администрации Седельниковского муниципального района Омской области от 13 августа 2012 года № 130 утвержден "Перечень муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления Седельниковского муниципального района в электронном виде" (л.д. 10-13).
Из обозревавшегося в судебном заседании "<данные изъяты>" № 41 от 27 августа 2012 года видно, что данное постановление было опубликовано в нем в соответствии со ст. 41 Устава Седельниковского муниципального района, принятого решением районного Совета Седельниковского муниципального образования Омской области от 14 июня 2005 г. № 51.
В пункте 4 раздела 5 "Администрации сельских поселений, входящих в состав муниципального района" Перечня муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления Седельниковского муниципального района в электронном виде (далее - Перечень), указана выдача разрешений на размещение нестационарных торговых объектов.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
Под предоставлением государственных и муниципальных услуг в электронной форме понимается предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, а также использование универсальной электронной карты, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации (п. 6 указанной статьи).
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесено создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 39.33 Земельного кодекса РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях: 1) проведение инженерных изысканий; 2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта; 3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения; 4) осуществление геологического изучения недр; 5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда; 6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В силу п. 1 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: 1) предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; 2) разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; 3) принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности; 4) проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.
Под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (п. 6 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона).
Частями 1, 3, 5 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с п. 2 ст. 17 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других).
Анализируя действующее федеральное законодательство, суд приходит к выводу о том, что им не предусматривается осуществление органами местного самоуправления такой функции как выдача разрешений на размещение нестационарных торговых объектов.
Таким образом, оспариваемое положение Перечня муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления Седельниковского муниципального района в электронном виде, не отвечает критериям определенности, ясности и недвусмысленности правового регулирования.
Представителем заинтересованного лица в порядке ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, возлагающей на орган, принявший нормативный правовой акт, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности, не было представлено суду достаточных доказательств законности оспариваемого положения.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что в феврале - марте 2015 г. по протестам прокурора Седельниковского района Администрациями сельских поселений Седельниковского муниципального района были приняты постановления об отмене соответствующих Административных регламентов по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешений на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности" (л.д. 18-37).
При таких обстоятельствах суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению, а оспариваемый пункт Перечня признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку заявление об оспаривании нормативного правового акта в данной части подано в суд спустя длительный срок со дня его принятия.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ,

решил:

Заявление прокурора Седельниковского района Омской области удовлетворить.
Признать пункт 4 раздела 5 "Перечня муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления Седельниковского муниципального района в электронном виде", утвержденного постановлением Администрации Седельниковского муниципального района Омской области от 13.08.2012 г. № 130, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Седельниковский районный суд Омской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме 04 мая 2015 года.

Председательствующий
Т.И.Рубцова


------------------------------------------------------------------