По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области от 27.05.2015 N 71-44-О "Об отказе в государственной регистрации решения Омского городского Совета от 15 апреля 2015 года N 320 "О внесении изменений в Устав города Омска"



МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 27 мая 2015 г. № 71-44-О

ОБ ОТКАЗЕ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ РЕШЕНИЯ
ОМСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА ОТ 15 АПРЕЛЯ 2015 ГОДА № 320
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВ ГОРОДА ОМСКА"

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области на основании Федерального закона от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 3 марта 2014 года № 26, и проведенной проверки соблюдения порядка принятия решения Омского городского Совета от 15 апреля 2015 года № 320 "О внесении изменений в Устав города Омска" (далее - Решение), соответствия его Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному закону) Омской области, законам Омской области и (или) наличия в нем коррупциогенных факторов установлено следующее.
При проверке Решения установлено, что его отдельное положение не соответствует требованиям федерального законодательства.
Так, пунктом 6 статьи 1 Решения статья 15 Устава дополняется частью 6 следующего содержания: "6. Лицам, ранее замещавшим муниципальные должности города Омска, в соответствии с Решением Омского городского Совета могут быть установлены меры социальной поддержки в виде ежемесячных выплат к страховой пенсии.".
Вместе с тем, в соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (часть 3).
Социальная защита, включая социальное обеспечение, в рамках которого реализуется право на получение доплаты к пенсии, находится, согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) содержится исчерпывающий перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Пунктом 5 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ до принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, могут устанавливаться не указанные в пункте 2 настоящей статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Согласно статье 26.3.1 данного Закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Анализ норм статьи 26.3.1 Федерального закона № 184-ФЗ свидетельствует о том, что определение категории граждан, которым необходимо предоставление мер социальной поддержки и социальной помощи находится в компетенции субъектов Российской Федерации и не ограничено положениями федерального законодательства. Исходя из этого, именно субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать, как формы социальной помощи и поддержки, так и круг лиц, на которых указанное право распространятся (Определение Верховного суда от 12 марта 2008 года № 6-Г08-1; Решение Центрального районного суда г. Омска от 29 марта 2011 года № 2-1156/11).
Следовательно, при отсутствии федерального, регионального законодательного регулирования принятие органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, вводящих и изменяющих порядок и условия начисления доплат к пенсии, других видов дополнительного обеспечения, само по себе вступает в противоречие с предписаниями статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Устав города Омска, нормативные и иные правовые акты Омского городского Совета и другие акты входят в систему муниципальных правовых актов (статья 7 Устава города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 20 сентября 1995 года № 92).
Органы местного самоуправления не вправе принимать муниципальные правовые акты, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (статья 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления").
До принятия закона Омской области, регулирующего вопросы установления форм дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи, так и определения круга лиц, а именно, указанных в Решении лиц, органы местного самоуправления - Омский городской Совет не вправе осуществлять собственное правовое регулирование по данному вопросу.
На основании изложенного в государственной регистрации Решения Омского городского Совета от 15 апреля 2015 года № 320 "О внесении изменений в Устав города Омска" отказано.
Предлагаем привести положения Решения в соответствие с действующим законодательством.

Временно исполняющий
обязанности начальника
В.Е.Букреев


------------------------------------------------------------------