Решение Нововаршавского районного суда Омской области от 29.01.2015 N 2-31/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 12 раздела 3 Положения о порядке создания, реорганизации, ликвидации, реконструкции, модернизации и изменении назначения муниципальных образовательных организаций Нововаршавского муниципального района, утвержденного Решением Совета Нововаршавского муниципального района от 29.05.2014 N 253>
НОВОВАРШАВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 января 2015 г. по делу № 2-31/2015(2-836/2014)
Нововаршавский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Скорева В.А., при секретаре судебного заседания К., с участием прокурора Нововаршавского района Омской области Морозова А.В., помощника прокурора Нововаршавского района Кириленко О.В., представителя Совета Нововаршавского муниципального района Омской области по доверенности Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-31/2015 по заявлению прокурора Нововаршавского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц, Нововаршавского муниципального района Омской области о признании противоречащим федеральному законодательству решения Совета Нововаршавского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N... "Об утверждении Положения о порядке создания, реорганизации, ликвидации, реконструкции, модернизации и изменении назначения муниципальных образовательных организаций Нововаршавского муниципального района" и п. 12 раздела 3 данного Положения,
установил:
Прокурор Нововаршавского района Омской области обратился в суд с вышеуказанным заявлением, уточненным в ходе рассмотрения, в интересах неопределенного круга лиц и Нововаршавского муниципального района Омской области. В его обоснование указал, что Решением Совета Нововаршавского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N... утверждено Положение о порядке создания, реорганизации, ликвидации, реконструкции, модернизации и изменении назначения муниципальных образовательных организаций Нововаршавского муниципального района. Выяснилось, что в настоящее время пункт 12 главы 3 данного Положения противоречит действующему федеральному законодательству по следующим основаниям. В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ, законы и подзаконные акты. Согласно п. 10 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федерального закона № 273-ФЗ), образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании. Так же в соответствие с п. 12 ст. 22 Федерального закона № 273-ФЗ, принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения. Во исполнение данного положения законодательства, пунктом 12 главы 3 принятого Положения установлено, что принятие решения о реорганизации или ликвидации общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного поселения. При этом указывается, что в целях учета мнения жителей данного поселения вопрос о реорганизации или ликвидации общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, подлежит обсуждению на собрании граждан, проводимом в соответствие со ст. 29 Федерального закона от 09.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ). Частью 1 указанной статьи Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан. Данное положение является диспозитивным, в то время как п. 12 ст. 22 Федерального закона № 273 закреплено императивное положение об обязательном учете мнения граждан при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении. Таким образом, ссылка в пункте 12 главы 3 данного Положения о порядке создания, реорганизации, ликвидации, реконструкции, модернизации и изменении назначения муниципальных образовательных организаций Нововаршавского муниципального района, утвержденного Советом Нововаршавского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N..., на все части ст. 29 Федерального закона ФЗ-131 противоречит Федеральному закону № 273. Просит Решение Совета Нововаршавского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N... об утверждении Положения о порядке создания, реорганизации, ликвидации, реконструкции, модернизации и изменении назначения муниципальных образовательных организаций Нововаршавского муниципального района признать противоречащим федеральному законодательству в части ссылки на ч. 1 ст. 29 Федерального закона 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В судебном заседании прокурор Нововаршавского района Морозов А.В., помощник прокурора Нововаршавского района Кириленко О.В. заявление поддержали по указанным в нем основаниям. Дополнительно пояснили, что оспариваемая ими часть вторая п. 12 раздела 3 Положения содержит ссылку на всю ст. 29 ФЗ № 131-ФЗ, ссылка на ч. 1 ст. 29 не должна быть указана, поскольку формулировка приобретает предположительный характер и позволяет трактовать федеральный закон так, что учет мнения сельского поселения может проводиться в форме собрания, а может и не проводиться.
Представитель Совета Нововаршавского муниципального района Омской области по доверенности Э. в судебном заседании с заявлением прокурора не согласилась, представила и поддержала письменные возражения. Указала, что оспариваемое Положение не позволяет трактовать Закон по иному, выдержками. Кроме того, обратила внимание, что проект Положения проходил антикоррупционную экспертизу в прокуратуре Нововаршавского района, на заседании Совета участвовал прокурор лично, замечаний к Положению или отдельным его пунктам высказано не было, законодательство с момента принятия Положения не изменилось и довод о том, что в настоящее время пункты Положения противоречат действующему федеральному законодательству не обоснован.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства и письменные материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об отказе в заявлении по следующим основаниям.
Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования устанавливаются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 4 данного Федерального закона отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее - законодательство об образовании). Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: 1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); 4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; 7) осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.
Согласно ч. 6, 10 ст. 22 ФЗ "Об образовании в РФ" муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом); образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.
Согласно ч. 12 ст. 22 данного Закона установлено, что принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.
Вместе с тем, ст. 22 Закона не регулирует порядок учета мнения жителей сельского поселения при принятии соответствующего решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении.
В соответствии с п. 11 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесены организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Согласно главе 5 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.20103 г. к формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления отнесены: местный референдум; муниципальные выборы; голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования; сход граждан; правотворческая инициатива граждан; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания; собрание граждан; конференция граждан (собрание делегатов); опрос граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления и другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона № 131-ФЗ для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан. Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления. Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования. Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа. Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются настоящим Федеральным законом, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Таким образом, порядок учета мнения жителей сельского поселения при принятии решения о реорганизации или ликвидации общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, путем проведения собрания граждан в соответствии с вышеуказанной статьей 29 ФЗ № 131-ФЗ, законодательству не противоречит.
Решением Совета Нововаршавского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ. N... утверждено Положение о порядке создания, реорганизации, ликвидации, реконструкции, модернизации и изменении назначения муниципальных образовательных организаций Нововаршавского муниципального района.
Положение принято представительным органом местного самоуправления в пределах своей компетенции, в соответствии с установленной процедурой и формой, в данной части решение не оспаривается, проверено судом, соответствует ст. 14 - 17, 33, 34 Устава Нововаршавского муниципального района Омской области. Решение N... от ДД.ММ.ГГГГ. и утвержденное Положение полностью опубликованы в газете Нововаршавского района "Целинник-НВ" в специальном приложении N... от ДД.ММ.ГГГГ.
Положение определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, реконструкции, модернизации и изменения назначения муниципальных образовательных организаций Нововаршавского муниципального района Омской области, с учетом Гражданского кодекса РФ, Федерального закона "О некоммерческих организациях", Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Данное Положение регулирует порядок создания образовательных организаций (раздел 2), где функции учредителя образовательной организации определены за Нововаршавским муниципальным районом, а решение о создании принимается Администрацией Нововаршавского муниципального района в форме постановления.
Раздел 3 регулирует вопросы реорганизации и ликвидации образовательных организаций. Установлено, что такое решение может быть принято Администрацией Нововаршавского муниципального района Омской области в форме Постановления, проект которого вносит председатель Комитета по образованию и связям с профессиональной школой Администрации Н. Согласно ст. 12 раздела 3 Положения принятие решения о реорганизации или ликвидации общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного поселения. В целях учета мнения жителей поселения вопрос о реорганизации или ликвидации общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, подлежит обсуждению на собрании граждан, проводимом в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В разделе 5 Положения дополнительно установлено, что вопросы реорганизации, ликвидации образовательных организаций, за исключением указанных в п. 12 Положения, могут также обсуждаться на собрании граждан в соответствии со статьей 29 Федерального закона № 131-ФЗ, хотя федеральное законодательство такого не требует.
Таким образом, исходя из системного толкования, суд находит оспариваемые муниципальные правовые нормы, закрепленные в Положении о порядке создания, реорганизации, ликвидации, реконструкции, модернизации и изменении назначения муниципальных образовательных организаций Нововаршавского муниципального района, утв. Решением Совета Нововаршавского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ. N..., в их совокупности, не противоречащими федеральному закону, а принятыми в соответствии с ним.
К доводам об ином, буквальном толковании части второй п. 12 оспариваемого Положения, как содержащую в себе формулировку лишь возможности учета мнения жителей сельского поселения (поскольку в ч. 1 ст. 29 ФЗ № 131-ФЗ используется формулировка "для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан"), суд относится критически, поскольку в нем определено, что в целях учета мнения населения вопрос подлежит обсуждению на собрании граждан, порядок которого установлен ст. 29 ФЗ № 131-ФЗ.
В судебном заседании проверены доводы об ином толковании оспариваемого положения и установлено, что прокуратурой проводилась проверка обращения жителей Нововаршавского района по вопросу законности объединения... школы и детского сада на территории... сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области. Участвующие в рассмотрении дела прокуроры не представили суду сведений о результатах проверки. Вместе с тем, согласно распоряжению Главы Русановского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. N... по вопросу оптимизации процесса дошкольного и школьного образования... организовывалось проведение собрания граждан.
Заинтересованное лицо Администрация Русановского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области, привлеченное к участию в деле, своего представителя в суд не направило, просит рассмотреть дело по заявлению прокурора без участия. В пояснительной записке и.о. главы Администрации указывает, что ДД.ММ.ГГГГ. Советом Русановского сельского поселения N... утверждено Положение о порядке назначения и проведения собрания граждан Русановского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области. Таким образом, на территории сельского поселения вопрос порядка проведения собрания граждан также урегулирован.
В судебном заседании суду не представлено и судом не добыто оснований для вывода о противоречии Решения Совета Нововаршавского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N... "Об утверждении Положения о порядке создания, реорганизации, ликвидации, реконструкции, модернизации и изменении назначения муниципальных образовательных организаций Нововаршавского муниципального района" и утвержденного Положения п. 12 федеральному законодательству.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 253, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении заявления прокурора Нововаршавского района Омской области отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение одного месяца со дня его вынесения в мотивированном виде через суд, постановивший решение.
Судья
В.А.Скорев
------------------------------------------------------------------