По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Центрального районного суда города Омска от 11.02.2015 N 438/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Администрации города Омска от 27.11.2014 N 1660-п "О плате за содержание и ремонт жилого помещения">



ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. ОМСКА

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 11 февраля 2015 г. № 438/2015

Центральный районный суд города Омска в составе:
председательствующего судьи М.М. Сафронова,
при секретаре судебного заседания Е.П. Москаленко,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Омской региональной общественной организации "Омский областной комитет по правам человека", ХВР, ЗНВ к Администрации города Омска об оспаривании постановления,
В судебном заседании приняли участие:
от ОРОО "Омский областной комитет по правам человека", ЗНВ - КВН (по выписке, л.д. 23, по доверенности, л.д. 24),
от ХВР - не явился, извещен,
от Администрации г. Омска - БЕА (по доверенности, л.д. 67),
от прокуратуры г. Омска - СКЮ (по удостоверению),

установил:

ОРОО "Омский областной комитет по правам человека", ХВР, ЗНВ обратились в суд с вышеназванным заявлением.
В обоснование указали, что 27.11.2014 Администрацией г. Омска было издано постановление № 1660-п, которым утверждена плата за содержание и ремонт жилого помещения.
Данное постановление противоречит положениям ч. 3 ст. 156 ЖК РФ, ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, а также пунктам 31 - 35 Постановления Правительства России № 491 от 13.08.2006.
В связи с изложенным просят суд признать оспариваемое постановление незаконным (л.д. 4 - 5).
В дополнительных доводах (л.д. 25 - 26) заявители также указали, что обжалуемое постановление, по их мнению, противоречит Конституции России, оно не направлено на защиту интересов граждан, а направлено на защиту интересов управляющих компаний.
В судебном заседании представитель ОРОО "Омский областной комитет по правам человека", ЗНВ - КВН заявление поддержал.
ХВР в суд не явился.
Представитель Администрации г. Омска БЕА требования не признала. Поддержала доводы письменных возражений (л.д. 27 - 28, 70 - 71). Пояснила, что постановлением Администрации города Омска от 27 ноября 2014 года № 1660-п "О плате за содержание и ремонт жилого помещения" установлены размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения в зависимости от степени благоустройства и способа управления многоквартирным домом, в том числе для собственников помещений в многоквартирном доме, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, если иной размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме не установлен в соответствии с постановлением Администрации города Омска от 15 февраля 2013 года № 165-п "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (город Омск)".
Права и законные интересы заявителей по данному делу не нарушены оспариваемым постановлением Администрации города Омска, постановление № 1660-п издано в рамках полномочий, предоставленных ЖК РФ органам местного самоуправления. Нарушение законодательства в действиях Администрации города Омска в части издания постановления № 1660-п отсутствует.
В данном суду заключении прокурор прокуратуры г. Омска СКЮ полагал, что оснований для удовлетворения заявления не имеется, поскольку оспариваемое постановление принято в пределах полномочий Администрации г. Омска, по результатам проверки обоснованности установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения нарушений не установлено.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ).
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 3 статьи 156 ЖК РФ органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) наделены полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Порядок установления органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения указанной категории собственников жилых помещений определен пунктом 34 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, которым предусмотрено, что в случае, если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом, то есть равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.

Жилищный кодекс РФ также предусматривает случаи установления органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений в многоквартирном доме, которые не выполнили обязанности по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на своем общем собрании (часть 7 статьи 157 ЖК РФ). Эти случаи являются исключением из общего законодательного подхода, устанавливающего регулирование ценообразования в жилищной сфере посредством законодательного закрепления за собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по принятию решения о выборе формы управления (часть 2 статьи 161 ЖК РФ) и установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
С учетом положений части 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ в силу ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется на общем собрании собственников многоквартирного дома, которые выбрали непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме (п. 1 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ), или выбрали управление управляющей организацией (п. 3 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).
Как указано в пп. 31, 32 Правил, при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации (п. 31); при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений размер платы за содержание и ремонт жилого помещения соответствует размеру платы за услуги и работы в соответствии с договорами, заключенными собственниками помещений с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы на основании решения (решений) общего собрания собственников помещений (п. 32).
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается согласно ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
По смыслу приведенных нормативных положений Жилищного кодекса РФ, размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, если в этом доме не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив. Если такое решение собственниками принято не было, то размер платы устанавливается органом местного самоуправления, а в городах федерального значения - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации
Частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ не предусмотрено, что ее положения распространяются только на установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в многоквартирном доме, избравшим непосредственное управление многоквартирным домом и не принявшим на общем собрании решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Из системного толкования положений части 2 ст. 161 ЖК РФ, ч. 7 ст. 156 ЖК РФ и ч. 4 ст. 158 ЖК РФ следует, что частью 4 статьи 158 ЖК РФ органы местного самоуправления наделены полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений многоквартирного дома, которые выбрали непосредственное управление или управление управляющей организацией и не приняли решение по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В пункте 36 Правил определен случай, когда собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Тогда органы местного самоуправления, не имея оснований для проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации, на основании части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации вправе установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в таком многоквартирном доме. Иные вопросы указанная норма не регулирует.
Судом установлено, что 27.11.2014 Администрацией г. Омска было принято постановление № 1660-п "О плате за содержание и ремонт жилого помещения" (л.д. 29 - 48).
Постановление состоит из двух разделов. Первым разделом установлены размеры платы (дифференцированно) за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Вторым разделом установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилья, если иной размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не установлен в соответствии с постановлением Администрации г. Омска от 15.02.2013 № 165-п.
Установление дифференцированного размера оплаты позволяет применять его для домов с различной степенью благоустройства.
Из текста постановления следует, что если какая-либо услуга не оказывается, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается на стоимость данной услуги.
Из представленного суду обоснования изменения размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения следует, в частности, что ее рост связан с ростом индекса потребительских цен, ростом минимального размера оплаты труда; увеличением стоимости материалов (работ) к примеру, учтен прогнозный рост стоимости ГСМ (л.д. 72 - 73). Таким образом, размер платы за содержание и ремонт жилья имеет экономическое обоснование.
Доводы о необоснованном увеличении стоимости содержания и ремонта жилья в связи с изложенным судом не могут быть приняты во внимание.
Доводы о том, что Администрация г. Омска, являясь собственником помещений в многоквартирных жилых домах, уклоняется от участия в собраниях собственников помещений в таких домах, что приводит к невозможности установления иного размера платы за содержание и ремонт жилья, нежели указаны в оспариваемом постановлении, судом отклоняются.
Во-первых, эти доводы являются голословными. Во-вторых, они не лишают лиц, владеющих на праве собственности жилыми (нежилыми) помещениями, защищать свои жилищные права, в том числе, путем инициирования проведения собраний с целью установления платы за содержание и ремонт жилья.
Доводы заявителей о том, что в г. Омске отсутствует государственный и муниципальный жилищный фонды (под которыми заявителями понимаются лишь многоквартирные жилые дома, полностью состоящие из жилых помещений с соответствующей принадлежностью), судом отклоняются, они основаны на неверном толковании и понимании заявителями норм жилищного законодательства, поскольку в силу ч. 1 ст. 19 ЖК РФ под жилищным фондом понимается совокупность жилых помещений.
Факт принадлежности ряда жилых (нежилых) помещений муниципальному образованию и Российской Федерации в домах, находящихся на территории г. Омска, суд считает общеизвестным.
Указание в обоснование заявления (л.д. 25 - 26) на освобождение управляющих компаний от уплаты налога на добавленную стоимость и, в связи с этим, необоснованность указания на плату с НДС, суд во внимание не принимает.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Методических рекомендаций по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 28.12.2000 № 303, обоснование общей потребности в финансовых средствах на содержание и ремонт жилищного фонда производится через нормативную себестоимость, которая отражает нормативные затраты, сгруппированные по экономическим элементам и статьям калькуляции.
Согласно пункту 2.8 Методических рекомендаций в нормативные затраты на содержание и ремонт жилищного фонда включены, в том числе, внеэксплуатационные расходы, которые состоят из налогов, сборов, платежей и других обязательных отчислений, установленных в соответствии с законодательством.
На основании пункта 1 части 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Соответственно, услуги и работы, оказываемые управляющими организациями по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, являются объектом налогообложения налога на добавленную стоимость. Плательщиками налога в силу ст. 143 НК РФ в данном случае являются управляющие организации, а не физические лица.
В соответствии с частью 6 статьи 168 Налогового кодекса при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы).
Доводы о противоречии оспариваемого постановления Конституции России суд первой инстанции полагает неубедительными.
Положения оспариваемого нормативного акта, по мнению суда первой инстанции, действующему федеральному законодательству, в том числе нормам Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, не противоречат.
Наделение органов местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме не препятствует осуществлению собственниками помещений в многоквартирном доме права по самостоятельному установлению данной платы, так как реализация указанного полномочия органов местного самоуправления обусловлена отсутствием соответствующего волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме.
Часть 4 статьи 158 ЖК РФ направлена на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства, что соответствует интересам как собственников помещений в многоквартирном доме, так и иных участников жилищных правоотношений. Данная норма не предполагает возможности принятия органами местного самоуправления произвольных решений. Реализуя полномочие по установлению размера платы за ремонт и содержание жилого помещения, органы местного самоуправления должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных правоотношений. (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2011 года № 357-О-О).
Соответственно, правовой акт органа местного самоуправления, принятый во исполнение положений части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации об установлении органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе, в случае, когда собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении такого размера, а также для жилых помещений, принадлежащих муниципальному образованию, не может рассматриваться как нарушающий права граждан.
По правилам статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления ОРОО "Омский областной комитет по правам человека", ХВР, ЗНВ отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья
М.М.Сафронов


------------------------------------------------------------------