Постановление Администрации города Омска от 12.10.2015 N 1282-п "О внесении проекта бюджета города Омска на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов в Омский городской Совет"
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ОМСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2015 г. № 1282-п
О ВНЕСЕНИИ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА ГОРОДА ОМСКА НА 2016 ГОД И
ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ В ОМСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ
В соответствии со статьями 172, 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Омска, постановляю:
1. Одобрить:
- прогноз социально-экономического развития города Омска на 2016 год и на период до 2018 года согласно приложению № 1 к настоящему постановлению;
- основные направления налоговой политики города Омска на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов согласно приложению № 2 к настоящему постановлению;
- основные направления бюджетной политики города Омска на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов согласно приложению № 3 к настоящему постановлению.
2. Внести на рассмотрение в Омский городской Совет проект Решения Омского городского Совета "О бюджете города Омска на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов" в установленном порядке.
3. Департаменту информационной политики Администрации города Омска опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить в сети "Интернет" на официальном сайте Администрации города Омска.
Мэр города Омска
В.В.Двораковский
Приложение № 1
к постановлению Администрации города Омска
от 12 октября 2015 г. № 1282-п
ПРОГНОЗ
социально-экономического развития города Омска
на 2016 год и на период до 2018 года
1. Показатели прогноза социально-экономического развития
города Омска на 2016 год и на период до 2018 года
№ п/п
Наименование показателя
Единица измерения
2014 год (отчет)
2015 год (оценка)
2016 год (прогноз)
2017 год (прогноз)
2018 год (прогноз)
первый вариант
второй вариант
первый вариант
второй вариант
первый вариант
второй вариант
1
Среднегодовая численность населения, в том числе:
тыс. человек
1 170,0
1 174,8
1 176,4
1 176,4
1 177,8
1 177,8
1 179,1
1 179,1
моложе трудоспособного возраста (0 - 15 лет)
тыс. человек
185,6
193,3
200,9
200,9
207,8
207,8
214,0
214,0
в трудоспособном возрасте (мужчины 16 - 59 лет, женщины 16 - 54 лет)
тыс. человек
716,6
706,9
694,6
694,6
683,0
683,0
672,5
672,5
старше трудоспособного возраста (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше)
тыс. человек
267,8
274,6
280,9
280,9
287,0
287,0
292,6
292,6
2
Среднегодовая численность населения в возрасте 1 - 6 лет
тыс. человек
81,7
85,3
88,6
88,6
91,3
91,3
93,3
93,3
3
Среднегодовая численность населения в возрасте 6 - 17 лет
тыс. человек
119,3
122,6
126,6
126,6
131,6
131,6
137,9
137,9
4
Среднесписочная численность работников всех предприятий и организаций
тыс. человек
486,1
484,7
483,4
483,6
481,7
481,9
480,0
480,2
5
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций
руб.
29 619
30 774
31 975
32 159
33 573
33 928
35 588
36 133
6
Индекс промышленного производства, к предыдущему году, в том числе по видам экономической деятельности:
%
103,5 <*>
102,0
101,4
102,6
101,8
103,1
102,4
104,7
обрабатывающие производства
%
104,0 <*>
102,7
101,8
102,6
102,1
103,1
102,7
104,7
производство и распределение электроэнергии, газа и воды
%
102,0 <*>
94,0
101,0
102,0
101,5
102,5
101,7
102,7
7
Оборот розничной торговли <**>
млн. руб.
268 497
291 508
319 638
319 779
352 309
353 555
386 181
391 281
8
Индекс физического объема оборота розничной торговли, к предыдущему году <**>
%
99,8
94,0
102,0
103,1
103,3
104,6
103,9
105,2
9
Объем платных услуг населению
млн. руб.
70 254 <*>
80 332
87 135
87 269
94 832
95 195
103 149
103 950
10
Индекс физического объема платных услуг населению, к предыдущему году
%
100,3 <*>
99,0
100,9
102,1
102,0
103,2
103,1
103,8
11
Прибыль прибыльных крупных и средних организаций по всем видам деятельности
млн. руб.
37 033
40 146
41 079
41 840
42 121
43 451
43 665
45 144
12
Объем инвестиций в основной капитал (за счет всех источников финансирования)
млн. руб.
93 898 <*>
95 914
103 945
105 896
113 912
116 723
125 450
129 161
13
Объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах, к предыдущему году
%
98,6 <*>
93,2
101,0
102,8
102,9
103,4
103,7
104,0
14
Ввод в действие жилых домов
тыс. кв.м
640,3
550,0
495,0
550,0
445,0
495,0
400,5
500,0
15
Сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению, декабрь к декабрю предыдущего года
%
111,4
111,5 - 112,7
107,8
106,5
106,5
105,5
105,1
104,8
16
Сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению, в среднем за год к предыдущему году
%
107,5
115,5 - 116,5
107,5
106,4
106,7
105,7
105,5
105,2
--------------------------------
<*> - предварительные данные;
<**> - без учета объемов скрытой деятельности.
2. Пояснительная записка к прогнозу
социально-экономического развития города Омска
на 2016 год и на период до 2018 года
Прогноз социально-экономического развития города Омска на 2016 год и на период до 2018 года (далее - прогноз) разработан на основе сценарных условий социально-экономического развития города Омска на 2016 год и на период до 2018 года, итогов социально-экономического развития города Омска за восемь месяцев 2015 года и ожидаемых итогов социально-экономического развития города Омска за 2015 год, а также тенденций социально-экономического развития города Омска в предшествующие годы.
Прогноз является основой для разработки документов социально-экономического развития города Омска, в том числе планов и программ социально-экономического развития города Омска, а также проекта бюджета города Омска на очередной финансовый год и плановый период.
При разработке прогноза использовались следующие материалы:
- сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, разработанные Министерством экономического развития Российской Федерации;
- основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов, разработанные Центральным банком Российской Федерации;
- отчетные статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области;
- отчетные и прогнозные материалы о социально-экономическом развитии города Омска структурных подразделений Администрации города Омска.
Прогноз разработан на вариантной основе в составе двух основных вариантов - вариант 1 (базовый сценарий) и вариант 2 (оптимистичный сценарий).
Варианты прогноза базируются на наиболее вероятном развитии внешних экономических условий для Российской Федерации, а также предполагаемых действиях ряда внутренних российских факторов, в частности государственной экономической политики и структурных характеристик экономики. С другой стороны, сценарии развития экономической ситуации формируются с учетом проведения активной денежно-кредитной политики, направленной на обеспечение внутренней ценовой стабильности, то есть на снижение и стабилизацию на низком уровне инфляции в среднесрочном периоде.
Наибольшей неопределенностью среди внешних факторов, оказывающих значительное влияние на экономику России, характеризуется динамика мировых цен на нефть. Базовый сценарий предполагает сохранение среднегодового уровня цены на нефть около 50 долларов США за баррель в течение всего трехлетнего периода. Оптимистичный сценарий предполагает постепенный рост среднегодового уровня цены на нефть марки "Юралс" до 70 - 80 долларов США за баррель в 2018 году.
Во всех рассматриваемых вариантах прогноза ожидается сохранение внешних санкций в отношении российской экономики на протяжении трехлетнего периода без значимого изменения масштаба или характера их действия. Сдерживающее влияние санкций на российскую экономику будет транслироваться через повышенный уровень экономической неопределенности, сохранение ограниченного доступа российских компаний и банков к внешнему финансированию и использованию импорта высокотехнологичной продукции для осуществления инвестиций.
На прогнозном горизонте предполагается сохранение действующих ограничений на ввоз отдельных видов импортных товаров, установленных в ответ на введение внешних санкций в отношении России, однако их расширения не ожидается. Соответственно, данный фактор не будет оказывать дополнительного влияния на динамику цен потребительских товаров.
В части внутренних условий одним из важных факторов является влияние государственной политики. На прогнозном горизонте бюджетная политика будет оказывать сдержанное влияние на экономический рост. Возможности расширения расходов бюджета будут ограничиваться сокращением относительно предыдущих лет поступлений нефтегазовых доходов, которое будет наибольшим в базовом сценарии и наименьшим - в оптимистичном сценарии.
Сохранение консервативного подхода к государственным расходам позволит ограничить бюджетный дефицит и обеспечить долгосрочную устойчивость государственных финансов с учетом объективных изменений внешних условий и растущей нагрузки на бюджет со стороны пенсионной системы. Вместе с тем продолжение работы по повышению эффективности бюджетных расходов и принятие мер, направленных на улучшение делового климата, будут способствовать преодолению структурных ограничений для роста экономики. При этом сохранение умеренных темпов индексации оплаты труда в бюджетном секторе и тарифов на услуги естественных монополий позволит предотвратить нежелательный рост инфляционных рисков, а также создаст условия для оптимизации издержек производителей.
В рамках всех представленных вариантов прогноза в среднесрочной перспективе продолжат действовать структурные ограничения для роста российской экономики, в том числе связанные с неблагоприятными демографическими тенденциями и невысокой мобильностью трудовых ресурсов. Их воздействие, в том числе, будет затруднять подстройку экономики к фундаментальному ухудшению внешнеэкономических условий относительно предыдущих лет и ограничивать восстановление экономического роста.
Важным условием повышения долгосрочного потенциала роста экономики должны стать структурные изменения, связанные с перетоком производственных ресурсов из менее конкурентоспособных отраслей в более конкурентоспособные. Кроме того, крайне важными будут меры государственной политики в направлении улучшения делового климата, поддержки повышения качества трудовых ресурсов и роста производительности. В случае если их реализация позволит экономике более динамично преодолевать ресурсные ограничения на среднесрочном горизонте, не исключен выход темпов экономического роста на более высокий уровень, чем в рассмотренных сценариях, без дополнительного роста инфляционного давления в экономике.
На прогнозном горизонте будут сформированы условия для снижения инфляционных ожиданий в экономике и последовательного замедления инфляции. Их фактором будет являться сохранение большую часть периода относительно сдержанной динамики доходов и потребительского спроса в условиях реализации консервативной бюджетной политики и последовательной денежно-кредитной политики, направленной на снижение инфляции в среднесрочном периоде.
В качестве основного варианта для разработки параметров проекта бюджета города Омска на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов предлагается первый вариант прогноза.
Показатели прогноза на 2016 год и на период до 2018 года уточнены по сравнению с показателями прогноза социально-экономического развития города Омска на 2015 год и на период до 2017 года, одобренного постановлением Администрации города Омска от 9 октября 2014 года № 1360-п "О внесении проекта бюджета города Омска на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов в Омский городской Совет". При этом осуществлено уточнение следующих показателей прогноза на 2016 - 2017 годы:
- среднегодовой численности населения и ее структуры - в результате получения оценок численности населения города Омска и ее половозрастной структуры на начало 2015 года, анализа динамики естественного и миграционного движения населения в 2015 году и корректировки на этой основе прогнозных оценок демографического развития в периоде 2016 - 2017 годов;
- среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников крупных и средних организаций - в результате анализа динамики заработной платы в истекшем периоде 2015 года, динамики темпов роста омской экономики в 2015 году, а также прогнозной оценки темпов роста экономики и заработной платы в 2016 - 2017 годах;
- индекса промышленного производства - в результате анализа динамики промышленного производства в истекшем периоде 2015 года и прогнозных оценок развития промышленности в 2016 - 2017 годах;
- оборота розничной торговли и объема платных услуг населению - в результате анализа динамики оборота розничной торговли и объема платных услуг в истекшем периоде 2015 года и уточнения оценок развития потребительского спроса в 2016 - 2017 годах;
- прибыли (убытка) крупных и средних организаций по всем видам деятельности - в результате анализа динамики прибыли (убытков), полученных омскими крупными и средними организациями в истекшем периоде 2015 года, и изменения прогнозных оценок роста прибыли в 2016 - 2017 годах;
- объема инвестиций в основной капитал - в результате анализа инвестиционной активности организаций в истекшем периоде 2015 года и изменения прогнозных оценок объемов инвестиций в основной капитал в 2016 - 2017 годах;
- ввода в действие жилых домов - в результате уточнения прогнозных оценок ввода жилья в 2016 - 2017 годах;
- сводного индекса потребительских цен на товары и платные услуги населению - в результате уточнения оценки инфляции по ожидаемым итогам 2015 года, корректировки прогнозной оценки инфляции в 2016 - 2017 годах.
Среднегодовая численность населения города Омска составила в 2014 году 1170,0 тыс. человек. В 2015 - 2018 годах ожидается рост среднегодовой численности населения до 1174,8 - 1179,1 тыс. человек. Прогноз перспективной численности населения основывается на тенденциях демографического развития с учетом принятых на государственном и муниципальном уровнях решений, влияющих на рост показателей рождаемости и снижение уровня смертности.
С 2010 года начал действовать неблагоприятный демографический фактор - снижение численности женщин активного репродуктивного возраста (20 - 29 лет) при одновременном увеличении численности женщин в возрасте 30 - 39 лет. Кроме того, отмечается постарение возрастной модели рождаемости (рождаемость детей женщинами в более поздних возрастах). Эти факторы уже начали оказывать влияние на некоторую стабилизацию рождаемости: в 2014 году по сравнению с 2013 годом рождаемость выросла всего на 2,8 процента; в прогнозном периоде влияние этих факторов будет усиливаться.
Продолжает сокращаться численность населения в трудоспособном возрасте. В течение 2015 - 2018 годов эта тенденция будет устойчивой, что будет приводить к уменьшению численности экономически активного населения. Это связано с тем, что в трудоспособный возраст продолжат вступать относительно малочисленные поколения 1990-х годов рождения, а выбывать - многочисленные поколения рожденных в 50-е годы прошлого века.
Значительное увеличение численности населения старших возрастов уже приводит к росту демографической нагрузки, что потребует от государства как дополнительных расходов на выполнение социальных обязательств по пенсионному и социальному обеспечению, так и увеличения расходов на оказание качественной медицинской помощи.
За счет роста рождаемости в предыдущие годы будет продолжаться увеличение численности детей дошкольного возраста (дети в возрасте 1 - 6 лет). В связи с этим одной из главных задач остается удовлетворение значительного роста потребности в детских дошкольных учреждениях. В то же время с 2014 года начала увеличиваться численность школьников (детей в возрасте 6 - 17 лет). Соответственно, будет возрастать нагрузка в действующих школах и сохранится потребность в строительстве школ в новых жилых микрорайонах города Омска.
Прогнозная оценка развития занятости населения в 2015 - 2018 годах базируется на тенденциях демографического развития (уменьшение численности населения в трудоспособном возрасте), а также на структурных изменениях в занятости населения (перераспределение работающих между крупными, средними предприятиями и предприятиями малого бизнеса).
Для экономики города Омска актуальным остается проведение политики по техническому перевооружению действующих предприятий, а также трудосберегающей политики.
Ограниченные финансовые возможности бюджетной системы по индексации заработной платы бюджетников в условиях невысоких темпов роста в отраслях экономики и оптимизации предприятиями издержек на труд замедляют рост номинальной заработной платы. По итогам 2015 года ожидается, что номинальная заработная плата работников крупных и средних организаций вырастет на 3,9 процента (в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличение составило 5,5 процента).
Основные ограничения для роста экономики в прогнозном периоде 2016 - 2018 годов во многом будут связаны со слабой инвестиционной активностью организаций. Инвестиции в основной капитал в 2014 году по сравнению с 2013 годом сократились на 1,4 процента. В 2015 году возросшая общая экономическая неуверенность инвесторов может привести к сокращению инвестиций в основной капитал на 6,8 процента. Снижение спроса на инвестиции усиливается снижением доступности кредитных ресурсов.
Динамика роста промышленности существенно замедлилась относительно темпов 2010 - 2012 годов. В 2013 году прирост промышленного производства составил 3,2 процента, в 2014 году - 3,5 процента, по итогам 2015 года ожидается прирост 2 процента.
В прогнозном периоде рост промышленного производства будет поддерживаться ростом в экспортоориентированных отраслях омской экономики (производство нефтепродуктов, химическое производство), а также в отраслях, получающих государственную поддержку (машиностроение).
Сокращение оборота розничной торговли составило в 2014 году 0,2 процента; ожидается, что по итогам 2015 года этот показатель уменьшиться по отношению к предыдущему году на 6 процентов. В прогнозном периоде ожидаются невысокие темпы роста потребительского спроса населения.
В 2014 году объем ввода жилья в действие составил 640 тыс. кв.м, что на 12,7 процента выше, чем в 2013 году. В 2015 году, по оценке, объем ввода в действие жилых домов составит 550 тыс. кв.м. В прогнозном периоде ожидается ввод жилья на уровне 400 - 550 тыс. кв.м ежегодно.
Инфляция на потребительском рынке в декабре 2014 года в процентах к декабрю 2013 года составила 11,4 процента. По данным за 8 месяцев 2015 года темп прироста цен составил 8,8 процента (август 2015 года к декабрю 2014 года). В результате реализации отдельных негативных рисков роста цен (ослабление курса рубля, введение запрета на ввоз в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия) рост инфляции к концу 2015 года может составить 11,5 - 12,7 процента. В 2016 году ожидаемый рост цен составит 106,5 - 107,8 процентов по отношению к 2015 году.
_______________
Приложение № 2
к постановлению Администрации города Омска
от 12 октября 2015 г. № 1282-п
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
налоговой политики города Омска
на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов
Раздел 1. Общие положения
Основные направления налоговой политики города Омска на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов подготовлены в соответствии с Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, стратегическими целями и задачами социально-экономического развития города Омска, утвержденными постановлением Администрации города Омска от 9 июля 2014 года № 938-п "О Стратегии социально-экономического развития города Омска до 2025 года".
Полномочия органов местного самоуправления по регулированию налогов, формирующих местные бюджеты, определены Налоговым кодексом Российской Федерации.
Так, установлено, что местные налоги (земельный налог и налог на имущество физических лиц) вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с решениями представительных органов муниципальных образований. Также указанными решениями определяются налоговые ставки в установленных пределах, порядок и сроки уплаты налогов, перечень льгот.
Полномочия органов местного самоуправления по единому налогу на вмененный доход ограничены введением его в действие на подведомственной территории и определением значений корректирующего коэффициента базовой доходности по видам предпринимательской деятельности.
В связи с этим Основные направления налоговой политики определяют мероприятия Администрации города Омска по развитию системы указанных налогов в пределах имеющихся полномочий.
Раздел 2. Основные итоги налоговой политики города Омска
за 2014 год и 1 полугодие 2015 года
Глава 1. Развитие системы специальных налоговых режимов
С целью развития системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход Решением Омского городского Совета от 26 ноября 2014 года № 282 "О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 02.11.2005 № 293 "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности" внесены изменения в порядок определения корректирующего коэффициента базовой доходности по трем видам предпринимательской деятельности (бытовые услуги, услуги по перевозке пассажиров, розничная торговля), которые вступили в силу с 1 января 2015 года.
В частности, по виду деятельности "Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых превышает 5 квадратных метров" значения коэффициента, учитывающего площадь торгового места, приведены в соответствие со значениями коэффициента, учитывающего площадь торгового зала, установленного для вида деятельности "Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы". Внесенные изменения направлены на создание равных условий налогообложения для хозяйствующих субъектов, использующих в предпринимательской деятельности различные виды торговых объектов.
Также указанным Решением с 1 января 2015 года для всех видов продовольственных товаров установлено единое значение коэффициента "Ассортимент", а для всех видов детской одежды и детских игрушек - единый понижающий коэффициент 0,7.
Экономический эффект от указанных изменений нормативного правового акта города Омска - 18 млн. рублей в год.
В соответствии с главой 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации и Законом Омской области "О патентной системе налогообложения" с 1 января 2013 года на территории города Омска применяется патентная система налогообложения.
В 2013 году налоговыми органами города Омска выдано индивидуальным предпринимателям 245 патентов на общую сумму 20,7 млн. рублей, в 2014 году - 485 патентов на сумму 28,3 млн. рублей.
В 2013 - 2014 годах основная доля патентов (67 процентов) выдана по двум видам предпринимательской деятельности: "розничная торговля" и "сдача в аренду собственного жилого и нежилого недвижимого имущества".
Учитывая, что по сравнению с ранее применяемыми системами налогообложения снижение налоговых обязательств по указанным видам деятельности составило от 1,5 до 4 раз, Администрация города Омска вышла с инициативой по внесению изменений в региональный закон по патентной системе налогообложения в части увеличения до максимально возможного размера годового дохода по указанным видам деятельности.
Кроме того, с целью легализации теневого бизнеса внесено предложение о снижении размера потенциально возможного к получению годового дохода по видам бытовых услуг.
Указанные предложения реализованы в Законе Омской области "О внесении изменения в Закон Омской области "О патентной системе налогообложения", которые вступили в силу с 1 января 2015 года. Ожидаемый рост поступлений налога по патентной системе налогообложения - 10 млн. рублей в год.
В целях поддержки субъектов малого предпринимательства в части совершенствования системы специальных налоговых режимов Администрацией города Омска подготовлены:
- законодательная инициатива по сохранению системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход после 1 января 2018 года, которая направлена для дальнейшего продвижения депутату Государственной Думы Российской Федерации В.Ф. Шрейдеру, уполномоченному по защите прав предпринимателей в Омской области Ю.В. Герасименко, а также Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву;
- предложения о внесении изменений в Закон Омской области "О патентной системе налогообложения" в части расширения перечня видов деятельности, в отношении которых возможно применение патентной системы налогообложения;
- предложения о "налоговых каникулах" для отдельных видов деятельности, переведенных на патентную систему налогообложения.
Глава 2. Проведение взвешенной политики
в области предоставления льгот по налоговым платежам
в бюджет города Омска путем проведения анализа
эффективности предоставленных и планируемых
к предоставлению налоговых льгот
В соответствии с Решением Омского городского Совета от 14 ноября 2007 года № 65 "О порядке проведения оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам" в 2014 году проведена оценка эффективности льгот по земельному налогу, предоставленных на основании пункта 4 Решения Омского городского Совета от 16 ноября 2005 года № 298 "О земельном налоге на территории города Омска", и сохранены льготы всем категориям налогоплательщиков земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Согласно произведенной оценке выпадающие доходы бюджета города Омска от предоставления налоговых льгот по местным налогам в соответствии с решениями представительного органа местного самоуправления в 2015 году составят 2,3 млн. рублей.
Налоговые расходы бюджета города Омска, которыми признаются выпадающие доходы бюджета города Омска, обусловленные применением налоговых льгот, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, составили в 2013 году 170,2 млн. рублей, из них по решениям органа местного самоуправления - 2,3 млн. рублей.
За период 2011 - 2013 годов сумма налоговых расходов бюджета города Омска в абсолютном выражении уменьшилась на 13,5 процента за счет сокращения налоговой базы (кадастровой стоимости земельных участков по земельному налогу).
По налогу на имущество физических лиц налоговые расходы бюджета города Омска возросли на 10,9 процента.
Налоговые расходы бюджета города Омска в 2011 - 2013 годах
по видам налогов
тыс. рублей
№ п/п
Вид налоговых расходов
2011 год
2012 год
2013 год
1
Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам-организациям льгот по земельному налогу, в том числе:
109 874
55 038
72 909
1.1
льгот, установленных статьей 395 Налогового кодекса Российской Федерации
97 777
51 645
71 874
1.2
льгот, установленных Решением Омского городского Совета от 16 ноября 2005 года № 298 "О земельном налоге на территории города Омска"
12 092
2 332
1 035
2
Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам - физическим лицам льгот по земельному налогу, в том числе:
460
596
1 410
2.1
льгот, установленных пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации
187
88
162
2.2
льгот, установленных Решением Омского городского Совета от 16 ноября 2005 года № 298 "О земельном налоге на территории города Омска"
273
508
1 248
3
Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам льгот по налогу на имущество физических лиц, в том числе:
86 504
92 621
95 902
3.1
льгот, установленных федеральным законодательством Российской Федерации
70 087
62 243
67 748
3.2
в связи с применением налогоплательщиками специальных налоговых режимов
16 417
30 378
28 154
4
Итого налоговых расходов бюджета города Омска, из них
196 838
148 255
170 221
4.1
установлено Налоговым кодексом Российской Федерации или федеральным законом
184 460
144 354
167 938
Основная доля выпадающих доходов бюджета города Омска (98,7 процента в 2013 году) обусловлена применением налоговых льгот, установленных федеральным законодательством.
Наиболее крупными налоговыми расходами бюджета города Омска в 2013 году являются льготы по налогу на имущество физических лиц, на которые приходится более 56 процентов от общей суммы налоговых расходов. При этом 100 процентов налоговых льгот, которыми воспользовались налогоплательщики в 2011 - 2013 годах, установлено на федеральном уровне.
Более 42 процентов налоговых льгот предоставлено в 2013 году юридическим лицам в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации по земельному налогу.
Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 20 ноября 2014 года № 50-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области" утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования городской округ город Омск, которые вступают в силу в целях налогообложения с 10 января 2016 года. Данным приказом кадастровая стоимость земельных участков определена в сумме 165 345,36 млн. рублей, что в 2 раза ниже результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска, утвержденных приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26 сентября 2011 года № 36-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области". Снижение средневзвешенного удельного показателя кадастровой стоимости земли по видам разрешенного использования составило для учреждений социальной сферы в 3,37 раза, по прочим юридическим лицам - в 1,96 раза, для физических лиц данный показатель увеличен в 1,12 раза.
Согласно форме налоговой отчетности 5МН "Отчет о налоговой базе и структуре начисления по местным налогам" за 2014 год начисления по земельному налогу составили 1 089,3 млн. рублей, по предварительным расчетам в 2016 году данная сумма снизится на 526,8 млн. рублей и составит 562,5 млн. рублей.
Глава 3. Укрепление и развитие собственной доходной базы
бюджета города Омска за счет повышения эффективности
использования имущественного комплекса города Омска
В 2014 году в целях вовлечения в налоговый оборот объектов недвижимости структурными подразделениями Администрации города Омска проведены мероприятия в отношении объектов, по которым не начисляются имущественные налоги. Проведена инвентаризация 4 058 объектов недвижимости физических лиц. Уточнены отдельные сведения для целей налогообложения местными налогами в отношении 1 765 объектов.
Продолжено проведение работ по формированию и включению в государственный кадастр земельных участков, занятых многоквартирными домами, а также по расчету долей в праве общей долевой собственности на них. За 2013 - 2014 годы в налоговые органы переданы сведения в отношении 3 306 земельных участков.
В рамках муниципального земельного контроля проведены контрольные мероприятия в отношении 5 964 земельных участков, выявлен 671 бесхозяйный объект недвижимого имущества, из них поставлено на учет в Управлении Росреестра по Омской области 93 объекта, зарегистрировано право муниципальной собственности на 122 объекта. С целью обеспечения платности землепользования взыскано неосновательное обогащение на сумму 64,9 млн. рублей.
По итогам 1 полугодия 2015 года проведено 2 491 обследование в отношении 2 554 земельных участков, выявлено 2 258 земельных участков, используемых с нарушениями. Взыскано неосновательное обогащение на сумму 14,1 млн. рублей.
Администрацией города Омска на постоянной основе проводятся мероприятия по контролю за соответствием кадастровой стоимости земельных участков уровню рыночных цен. В 2014 году предприняты действия по недопущению снижения стоимостных показателей земельных участков, расположенных на территории города Омска, по которым в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Омской области поступали обращения об установлении кадастровой стоимости на уровне рыночных цен (общая сумма снижения кадастровой стоимости по данным земельным участкам - 697,6 млн. рублей). По итогам рассмотрения вопроса по существу комиссией отказано заявителям в установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости. Экономический эффект от рассмотрения споров составил 6 млн. рублей.
После проведения судебных разбирательств в Арбитражном суде Омской области с Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области", связанных с неправомерным отражением в государственном кадастре недвижимости земельных участков в связи с решениями комиссии по рассмотрению кадастровых споров, данное учреждение приняло решение об исправлении технических ошибок в кадастре по 317 земельным участкам. Правомерность исправления такого рода технических ошибок подтверждена решением Арбитражного суда Омской области. Планируемый экономический эффект от учета исправленных кадастровых сведений составляет 65 млн. рублей.
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" с 1 января 2015 года вступила в силу новая глава Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на имущество физических лиц".
Согласно статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации после установления законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации единой даты начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка исчисления налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости устанавливается пятилетний переходный период, в течение которого будет применяться специальная формула и понижающий коэффициент, в результате сумма налога на имущество физических лиц ежегодно будет возрастать на 20 процентов. До этого момента налоговая база в отношении объектов налогообложения будет определяться исходя из их инвентаризационной стоимости.
В целях реализации положений федерального законодательства 26 ноября 2014 года Омским городским Советом принято Решение № 283 "О налоге на имущество физических лиц", которое также направлено на увеличение доходов бюджета города Омска в части повышения налога по объектам элитной недвижимости. Потенциальная сумма увеличения поступлений налога на имущество физических лиц в бюджет города Омска составит порядка 19 млн. рублей ежегодно.
В рамках работы по легализации "теневой" заработной платы межведомственной комиссией по вопросам, связанным с защитой трудовых прав работников организаций, расположенных на территории города Омска, рассмотрена деятельность 16 организаций по вопросам наличия просроченной задолженности по заработной плате, налоговым платежам в бюджет и внебюджетные фонды, низкого размера заработной платы. По результатам проделанной работы рост заработной платы в 9 организациях составил в среднем 3 процента, просроченная задолженность по заработной плате погашена на общую сумму более 1,6 млн. рублей. Информация о нарушении трудового законодательства в отношении 21 организации направлена в прокуратуру города Омска.
В 2014 году структурными подразделениями Администрации города Омска проводилась активная информационная кампания, направленная на повышение налоговой грамотности по налогам, поступающим в местный бюджет, а также на стимулирование жителей города Омска к оформлению правоустанавливающих документов на объекты недвижимости. Так, на официальном сайте Администрации города Омска размещались следующие материалы:
- о необходимости подачи декларации по налогу на доходы физических лиц с целью декларирования доходов, полученных в 2013 году;
- о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска;
- о необходимости оформления недвижимого имущества в собственность и необходимости информирования налоговых органов о наличии движимого и недвижимого имущества;
- памятка для хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров;
- перечень организаций, имеющих задолженность в консолидированный бюджет Российской Федерации более 1 млн. рублей.
Также с 1 сентября 2014 года информация о необходимости оформления недвижимого имущества в собственность транслировалась на видеомониторах в городском транспорте.
Комитетами территориального общественного самоуправления (далее - КТОС) для жителей города Омска проведена информационная кампания о необходимости декларирования доходов, полученных от аренды объектов жилого фонда, и погашения налоговой задолженности. На информационных стендах КТОС размещена информация о необходимости и порядке приватизации земельных участков под многоквартирными домами и придомовой территории в целях законного пользования территориями и организации парковочных мест.
Гаражно-строительными кооперативами и садоводческими товариществами проинформированы владельцы объектов недвижимости о необходимости оформления правоустанавливающих документов.
Глава 4. Повышение результативности деятельности
главных администраторов доходов бюджета, направленной
на безусловное исполнение всеми плательщиками своих
обязательств перед бюджетом, сокращение задолженности
по платежам в бюджет
В рамках контроля за полнотой и своевременностью поступления доходов в бюджет города Омска проведена работа с 45 предприятиями, допустившими задолженность по налоговым платежам в бюджет города Омска, в результате которой погашена задолженность в сумме 4,8 млн. рублей.
Обеспечено взаимодействие Администрации города Омска и Управления Федеральной налоговой службы России по Омской области по вопросам урегулирования задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней. С начала 2014 года на совместных рабочих совещаниях и комиссиях рассмотрено 211 организаций, имеющих задолженность в консолидированный бюджет Омской области в сумме 376 млн. рублей. В результате проделанной работы погашена задолженность в бюджет города Омска в сумме 72,8 млн. рублей.
В рамках проведения мероприятий по снижению дебиторской задолженности по доходам от использования муниципального имущества структурными подразделениями Администрации города Омска проводятся еженедельные рабочие встречи, ведется претензионная работа с недобросовестными арендаторами.
В отношении 89,2 процента задолженности по доходам от использования муниципального имущества вынесены судебные решения о взыскании на общую сумму 1 100,4 млн. рублей. Подано 178 исковых заявлений на взыскание дебиторской задолженности на сумму 157,6 млн. рублей, взыскано 58,8 млн. рублей, оплачено должниками на стадии рассмотрения дел в суде 10,1 млн. рублей. Ведется постоянная работа со службой судебных приставов с целью исполнения решений суда о взыскании задолженности.
Подготовлено и проведено 9 заседаний комиссии по обеспечению поступления в бюджет города Омска платежей по договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования муниципальным имуществом, на которые были приглашены 146 пользователей муниципальным имуществом, имеющих задолженность по договорам аренды. В результате работы вышеуказанной комиссии погашена задолженность на сумму 38 млн. рублей, направлены гарантийные письма об оплате на сумму 14,2 млн. рублей.
Глава 5. Формирование условий для ведения бизнеса
и обеспечения занятости населения города в сферах
торговли, бытового обслуживания, рекламной деятельности
с учетом сохранения архитектурного облика города Омска
в рамках подготовки и проведения празднования
300-летия его основания
Для создания условий ведения малого бизнеса в сфере торговли сформирована нормативная база для заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов. Постановлением Администрации города Омска от 4 августа 2014 года № 1041-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска" утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска. Порядок размещения нестационарных торговых объектов установлен постановлением Администрации города Омска от 23 декабря 2014 года № 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска".
В сфере регулирования торговой деятельности проведено 394 рейда по пресечению торговли в неустановленных местах, составлено 974 протокола об административной ответственности, привлечены к административной ответственности в виде предупреждений 188 лиц, в виде штрафов - 456 лиц.
С целью устранения недобросовестной конкуренции освобождено 336 самовольно занятых земельных участков путем демонтажа нестационарных торговых объектов, из них в добровольном порядке - 95, в принудительном - 241.
В мае 2014 года Администрацией города Омска инициативно в целях пресечения нелегальных перевозок и понуждения хозяйствующих субъектов к легализации предпринимательской деятельности организована работа межведомственной группы, включающей представителей налоговых органов, органов полиции, государственного автодорожного надзора и департамента транспорта Администрации города Омска. В рамках контрольных мероприятий членами межведомственной группы составлено более 1,5 тысяч актов проверок, направленных на привлечение к ответственности.
Администрацией города Омска также разрабатываются и внедряются различные методы взаимодействия с субъектами предпринимательской деятельности.
Так, для получения возможности отслеживания объективной информации о количестве перевезенных пассажиров Администрацией города Омска проводятся мероприятия по внедрению безналичной системы оплаты проезда и привлечению перевозчиков немуниципальной формы собственности к перевозке пассажиров с использованием электронных транспортных карт и проездных билетов.
По состоянию на 1 января 2015 года подписаны дополнительные соглашения с перевозчиками немуниципальной формы собственности об их обязанности ежеквартально представлять информацию о пробеге и количестве транспортных средств, которые фактически использовались для перевозки пассажиров.
К концу 2014 года количество индивидуальных предпринимателей, представляющих такие отчеты, возросло с 57 процентов до 71 процента. Предоставленная информация ежеквартально направляется в налоговые органы для дальнейшей работы.
Также проводятся мероприятия, направленные на оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС. Договоры о диспетчерском обслуживании с применением технических средств автоматизированной системы АСУ-Навигация-Омск с перевозчиками немуниципальной формы собственности заключены на 136 транспортных средств.
В рамках реализации требований Федерального закона "О рекламе" Администрацией города Омска разрабатываются схемы размещения рекламных конструкций. По состоянию на 1 июля 2015 года постановлением Администрации города Омска от 21 октября 2014 года № 1446-п "Об утверждении схем размещения рекламных конструкций" утверждены схемы размещения рекламных конструкций по 20 улицам.
Министерством имущественных отношений Омской области дополнительно согласованы 14 схем размещения рекламных конструкций. Ведется работа по подготовке проекта постановления Администрации города Омска об утверждении данных схем.
В целях учета инфляционной составляющей и исключения резких колебаний изменения размера платы за размещение рекламных конструкций Решением Омского городского Совета от 26 ноября 2014 года № 281 внесены изменения в Решение Омского городского Совета от 28 января 2009 года № 213 "О порядке расчета размера платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности города Омска, и на земельном участке, расположенном на территории города Омска, государственная собственность на который не разграничена", которыми предусматривается ежегодная корректировка размера платы по договору на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на коэффициент-дефлятор.
Решением Омского городского Совета от 17 декабря 2014 года № 293 "О бюджете города Омска на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" на 2015 год коэффициент-дефлятор установлен с учетом фактического роста цен в размере 1,20.
Раздел 2. Основные направления налоговой политики города
Омска на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов
Основными целями налоговой политики города Омска на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, как и ранее, остается наращивание потенциала собственных доходных источников местного бюджета, эффективное использование земельных ресурсов и объектов муниципальной собственности, стимулирование инвестиционной деятельности, открытия новых производств и создания новых рабочих мест, принятие комплекса мер, направленных на легализацию теневого бизнеса.
Для достижения поставленных целей налоговой политики одним из необходимых условий является продолжение совместной работы с налоговыми, правоохранительными и иными федеральными органами в части выявления резервов увеличения налоговой базы местных налогов, повышения эффективности администрирования доходов бюджета города Омска и пресечения уклонения от их уплаты.
Основными направлениями налоговой политики города Омска являются:
1) укрепление и развитие собственной доходной базы бюджета города Омска за счет повышения эффективности использования имущественного комплекса города Омска, в том числе:
- проведение мероприятий по выявлению и вовлечению в налоговый оборот объектов имущества, расположенных на территории города Омска, по которым недостаточно сведений для начисления имущественных налогов физическим лицам;
- проведение инвентаризации налоговой базы муниципального образования, в том числе продолжение работы по выявлению землепользователей, не имеющих правоустанавливающих документов на землю, решение вопросов оформления права собственности на земельные участки или арендных отношений;
- принятие мер по контролю за соответствием кадастровой стоимости земельных участков и объектов капитального строительства уровню рыночных цен;
- принятие мер по передаче земельных участков из федеральной собственности в соответствии с порядком, установленным статьями 39.30, 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации;
- проведение разъяснительной работы с руководителями организаций и населением города Омска по легализации заработной платы с целью обеспечения социальной защищенности работников, недопущению выплаты заработной платы "конвертным способом" и образования просроченной задолженности по заработной плате;
2) обеспечение платности землепользования, в том числе:
- проведение мероприятий по приведению кадастровой стоимости земельных участков к уровню рыночных цен;
- приведение методики расчета арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в соответствие с основными принципами и правилами определения размера арендной платы, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582;
- в связи со снижением кадастровой стоимости земель города Омска принятие решения по установлению ставок земельного налога, перечня льгот отдельным категориям налогоплательщиков в зависимости от результатов анализа изменений кадастровой стоимости земель города Омска по категориям земель в соответствии с классификатором видов разрешенного использования, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540;
- установление льготы по земельному налогу гражданам в отношении земельных участков, занятых индивидуальными жилыми домами, в том числе приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним с целью стимулирования регистрации прав на индивидуальные жилые дома и расширения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц;
- стимулирование инвестиционной деятельности посредством установления налоговых преференций по земельному налогу для субъектов инвестиционной деятельности;
3) стимулирование развития малого и среднего предпринимательства на территории города Омска, в том числе:
- сохранение уровня налоговой нагрузки по единому налогу на вмененный доход в части элементов налогообложения, установление которых относится к компетенции представительных органов городских округов;
- дальнейшее продвижение законодательной инициативы по сохранению системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;
- анализ практики применения патентной системы налогообложения и подготовка предложений по ее совершенствованию в части оптимизации размеров потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода по видам предпринимательской деятельности, с целью повышения ее привлекательности и сокращения доли нелегального бизнеса;
- предоставление финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства города Омска на конкурсной основе с учетом критериев, предусматривающих увеличение количества рабочих мест и поступлений налогов в бюджет города Омска;
- организация информационной кампании в целях привлечения индивидуальных предпринимателей к переходу на патентную систему налогообложения;
- организация оперативного выноса нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, установленных без правовых оснований с целью устранения недобросовестной конкуренции;
- сохранение в 2016 году размера платы за размещение нестационарных торговых объектов на уровне 2015 года;
4) оценка эффективности налоговых льгот и иных стимулирующих механизмов, в том числе:
- обязательная оценка эффективности введения новой льготы;
- установление новой налоговой льготы на ограниченный период времени (5 лет или более длительный срок) в зависимости от ее целевой направленности;
- принятие решения о возможном продлении льготы с учетом результатов анализа ее эффективности;
- принятие новой льготы, налогового освобождения или иного стимулирующего механизма в рамках налоговой политики при условии определения "источника" для такого решения, в качестве которого, в том числе, может рассматриваться отмена одной или нескольких неэффективных льгот;
- отмена налоговых льгот, не оказывающих влияния на достижение одной из целей налоговой политики - стимулирование экономического роста и не имеющих социального эффекта.
_______________
Приложение № 3
к постановлению Администрации города Омска
от 12 октября 2015 г. № 1282-п
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
бюджетной политики города Омска
на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов
Основные направления бюджетной политики сформированы в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и ориентированы на основные направления бюджетной политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, основные направления бюджетной политики Омской области на 2016 - 2018 годы, определенные Указом Губернатора Омской области от 12 августа 2015 года № 139, стратегические цели и задачи социально-экономического развития города Омска, утвержденные постановлением Администрации города Омска от 9 июля 2014 года № 938-п "О Стратегии социально-экономического развития города Омска до 2025 года".
Бюджетная политика города Омска определяет основные ориентиры и цели развития города Омска на трехлетний период и направлена на эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами, что является базовым условием для устойчивого экономического роста, своевременного исполнения первоочередных социальных обязательств и достижения стратегических целей социально-экономического развития города.
1. Приоритетные задачи бюджетной политики
города Омска в 2014 - 2015 годах
Приоритетными задачами бюджетной политики города Омска в отчетном 2014 году и первом полугодии 2015 года являлись:
- комплексное управление социально-экономическими отраслями посредством реализации муниципальных программ города Омска;
- повышение эффективности деятельности муниципальных учреждений и, соответственно, качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ);
- обеспечение сбалансированности бюджета и умеренной долговой нагрузки;
- совершенствование системы внутреннего муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля и аудита;
- совершенствование правового регулирования бюджетного процесса с учетом изменения федерального законодательства;
- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях расходования бюджетных средств, в том числе связанных с реализацией мероприятий, посвященных празднованию в 2016 году 300-летия основания города Омска, Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 7 мая 2012 года № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 7 мая 2012 года № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 7 мая 2012 года № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", от 1 июня 2012 года № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
2. Основные итоги бюджетной политики города Омска
за 2014 год и первое полугодие 2015 года
В целях решения задач социально-экономического развития города Омска бюджет города в 2014 году исполнялся посредством реализации одиннадцати муниципальных программ различной направленности, что позволило обеспечить комплексное управление отраслями экономики и социальной сферы города Омска.
Общий объем программных расходов по итогам 2014 года составил 16 808,4 млн. рублей, или 95,4 процента от общей суммы расходов бюджета города Омска.
Оценка выполнения муниципальных программ города Омска по итогам 2014 года свидетельствует об эффективности их реализации, что способствует достижению поставленной цели - деньги - результат.
По итогам 2014 года на выполнение мероприятий муниципальных программ города Омска привлечено 4 169,2 млн. рублей из федерального и областного бюджетов, значительная часть которых направлена на создание дополнительных дошкольных мест, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, финансирование объектов адресной инвестиционной программы.
На строительство и реконструкцию объектов дорожного хозяйства в 2014 году привлечены средства федерального бюджета в размере 812 млн. рублей (софинансирование из бюджета города Омска - 242 млн. рублей), что позволило завершить реконструкцию двух магистралей (по ул. 21-я Амурская и по ул. 24-я Северная), реконструкцию транспортной развязки на пересечении просп. Королева с ул. Заозерной, строительство путепровода по ул. Торговая и ввести указанные объекты в эксплуатацию.
В 2015 году на строительство и реконструкцию объектов дорожного хозяйства планируется получение средств федерального бюджета в размере 831 млн. рублей, софинансирование бюджета города Омска предусмотрено в размере 181 млн. рублей.
В соответствии с планом основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 300-летия основания города Омска, осуществляется привлечение средств федерального и областного бюджетов на реконструкцию улично-дорожной сети, строительство объектов инженерной инфраструктуры и социальных объектов на территории города Омска. В 2014 году освоено 2 114,7 млн. рублей.
В 2015 году планируется продолжить строительство незавершенных объектов. На дальнейшее осуществление мероприятий, предусмотренных планом основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 300-летия основания города Омска, планируется привлечь финансирование из вышестоящих бюджетов в размере 1 962,0 млн. рублей.
Создание условий для наиболее полного и качественного удовлетворения потребностей жителей города в муниципальных услугах не первый год продолжает оставаться приоритетом бюджетной политики.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов бюджета города Омска оптимизация сети муниципальных учреждений является одним из способов повышения эффективности расходования бюджетных средств при обязательном условии сохранения качества оказания муниципальных услуг, выполнения работ.
В целях повышения качества ведения бюджетного учета в учреждениях культуры в 2014 году создано бюджетное учреждение города Омска "Централизованная бухгалтерия учреждений культуры" за счет сокращения бухгалтерских служб в учреждениях, подведомственных департаменту культуры Администрации города Омска.
В первом полугодии 2015 года на базе бюджетного учреждения дополнительного образования города Омска "Школа высшего спортивного мастерства города Омска" создано бюджетное учреждение города Омска "Центр ресурсного обеспечения физической культуры и спорта". Это позволило сократить расходы, не отнесенные к вопросам местного значения городского округа.
В целях снижения затрат на предоставление муниципальных услуг за счет применения прогрессивных педагогических методик и технологий, оптимизации расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал во второй половине 2015 года продолжится создание единых образовательных центров в сфере:
- молодежной политики путем создания бюджетного учреждения города Омска "Городской центр социальных услуг для детей и молодежи" за счет слияния пяти бюджетных учреждений города Омска;
- культуры путем реорганизации бюджетного учреждения культуры города Омска "Культурно-досуговый центр "Импульс" посредством присоединения к нему бюджетного учреждения культуры города Омска "Культурно-досуговый центр "Загородный".
Данные мероприятия позволят оптимизировать расходы на предоставление услуг, сконцентрировать ресурсы для повышения их качества. Высвобождающиеся финансовые средства планируется направить на обеспечение уровня заработной платы в соответствии с установленными индикативными значениями.
Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" в 2014 году уровень заработной платы работников учреждений бюджетной сферы соответствует индикативным значениям показателей отношения средней заработной платы отдельных категорий работников муниципальных учреждений социальной сферы, по которым предусмотрено повышение заработной платы, к средней заработной плате в регионе в 2014 году.
На выплату заработной платы с начислениями работникам учреждений культуры и педагогическим работникам учреждений дополнительного образования из бюджета города Омска было направлено порядка 820 млн. рублей.
Объем средств на обеспечение расходов по оплате труда работников учреждений социальной сферы, финансируемых из бюджета города Омска, вырос за период с 2012 года на 34 процента. По сравнению с 2012 годом рост средней заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования составил более 70 процентов, работников учреждений культуры - свыше 60 процентов.
Расширение участия граждан и организаций в формировании стандартов оказания муниципальных услуг, контроле за их исполнением осуществлялось посредством перехода к эффективной контрактной системе оплаты труда, которая четко определяет условия оплаты труда работников в зависимости от качества и количества выполняемой работы. Трудовые договоры с руководителями подведомственных муниципальных учреждений заключаются в соответствии с типовой формой трудового договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 года № 329, предусматривающей в качестве одного из условий осуществления выплат стимулирующего характера выполнение целевых показателей эффективности работы руководителя, установленных работодателем.
В 2014 году по сравнению с 2013 годом расширен перечень платных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями в сфере физической культуры и спорта. По отдельным бюджетным учреждениям спортивной направленности количество платных услуг выросло более чем на 30 процентов.
В 2014 году также утверждены тарифы на услуги, оказываемые муниципальными учреждениями в сфере молодежной политики.
Одной из первоочередных задач муниципалитета остается обеспечение населения услугой по реализации образовательных программ дошкольного образования.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" осуществляются мероприятия, направленные на ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения.
В 2014 году в городе Омске дополнительно создано 5 262 места для детей дошкольного возраста за счет всех форм собственности, что в 1,7 раза выше уровня 2013 года.
В 2015 году эта работа продолжена. Планируется:
- строительство 4 дошкольных образовательных учреждений на 1 850 мест;
- реконструкция 5 зданий общеобразовательных учреждений со строительством пристроек на 750 мест для детей дошкольного возраста.
Кроме того, проводятся ремонтные работы в образовательных учреждениях города Омска для создания дополнительных мест в действующей сети образовательных учреждений.
На указанные цели будут направлены средства бюджета города Омска в размере 222,6 млн. рублей, а также средства федерального и областного бюджетов в размере 259,6 млн. рублей и 877,8 млн. рублей соответственно.
В целях обеспечения населения качественными услугами пассажирского транспорта в 2014 году и первой половине 2015 года проводились мероприятия по оптимизации работы муниципального пассажирского транспорта - оптимизировалась городская маршрутная сеть путем объединения и сокращения схем движения части маршрутов, привлечения коммерческих перевозчиков, имеющих в наличии подвижной состав малой и средней вместимости, для работы на маршрутах, на которых эксплуатация автобусов большой и особо большой вместимости муниципальных пассажирских предприятий является экономически неэффективной.
К работе на автобусных маршрутах, следующих по основным пассажирообразующим магистралям города Омска, привлечены перевозчики немуниципальной формы собственности с подвижным составом средней и большой вместимости для сокращения интервала движения автобусов.
Оптимизирована работа муниципального пассажирского общественного транспорта по осуществлению сезонных перевозок пассажиров по садовым маршрутам.
В 2016 году вступают в силу положения Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которые регламентируют отношения, связанные с установлением и отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к их осуществлению, использованием для их осуществления объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за их осуществлением.
Данным законом предусмотрено изменение маршрутной сети, также вводятся новые понятия - "свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок", "карта маршрута регулярных перевозок" и др. Устанавливаются особенности оплаты работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Для обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления устанавливают муниципальные, межмуниципальные, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, по которым перевозки осуществляются по регулируемым тарифам.
Исполнение закона приведет к понуждению перевозчиков к соблюдению правил перевозки пассажиров в маршрутных такси, в том числе исполнению требований налогового законодательства, а также позволит укрепить финансовое положение муниципальных предприятий городского пассажирского транспорта.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения в 2014 году с привлечением средств бюджетов вышестоящих уровней осуществлены мероприятия по нанесению дорожной разметки, устройству новых светофорных объектов и дорожных знаков, модернизации действующих светофорных объектов, включению перекрестков в автоматизированную систему управления дорожным движением, техническому перевооружению нерегулируемых пешеходных переходов с установкой светофоров, дорожных знаков с внутренним освещением и светодиодной индикацией, нанесением на дорожное покрытие дорожной разметки желтого цвета.
Проводимая работа способствует снижению аварийности и упорядочению движения транспорта и пешеходов в городе Омске.
Большая работа проводится Администрацией города Омска по обеспечению населения доступным и комфортным жильем, переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В рамках региональной адресной программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 годах, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 24 июня 2013 года № 140-п (далее - Программа), в 2014 году на приобретение квартир в целях переселения 2 056 человек из аварийного жилищного фонда площадью 98 711 кв.м направлено 3 641,5 млн. рублей.
За период 2015 - 2017 годов планируется переселить 5 397 человек из 259 аварийных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции до 1 января 2012 года, общей площадью 70 258,7 кв.м.
В рамках мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности бюджета и умеренной долговой нагрузки, по итогам 2014 года проведено рефинансирование муниципальных долговых обязательств на общую сумму 3 386,0 млн. рублей. Осуществлена диверсификация кредитного портфеля Администрации города Омска путем размещения муниципального облигационного займа города Омска в объеме 400,0 млн. рублей.
В результате проведенных мероприятий Администрации города Омска удалось сохранить средневзвешенную процентную ставку на привлекательном уровне 11,05 процента годовых при ключевой ставке Центрального Банка России 17,00 процента годовых.
По состоянию на 1 января 2015 года общий объем муниципального долга составил 3 891,0 млн. рублей, в том числе в виде обязательств по кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций в сумме 3 491,0 млн. рублей, в виде обязательств по муниципальным ценным бумагам в сумме 400,0 млн. рублей. Объем муниципальных долговых обязательств по итогам 2014 года увеличился на 505,0 млн. рублей.
Расходы на обслуживание муниципального долга за отчетный период составили 218,8 млн. рублей. За счет эффективного управления остатками средств на едином счете бюджета экономия бюджетных средств по данной статье составила 35,7 млн. рублей.
Муниципальный долг города Омска и расходы на его обслуживание по итогам 2014 года и первого полугодия 2015 года не превысили предельные значения и соответствовали требованиям и нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В целях уменьшения долговой нагрузки на бюджет города Омска осуществлены мероприятия, направленные на диверсификацию кредитного портфеля Администрации города Омска в долгосрочные долговые инструменты, в том числе взаимодействие с профессиональными участниками рынка ценных бумаг в рамках дополнительного размещения муниципального облигационного займа города Омска и мониторинг ситуации на рынке кредитных ресурсов с целью выявления тенденций изменения процентных ставок. Кроме того, в течение первого полугодия 2015 года получен бюджетный кредит на пополнение остатков средств бюджета в объеме 681,9 млн. рублей.
В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств принято решение в максимально возможной степени отказаться от финансирования расходов, не связанных с решением вопросов местного значения городского округа, перечень которых установлен статьей 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В настоящий момент Администрацией города Омска ведется работа по привлечению средств областного бюджета на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории города Омска.
С 2014 года активизирована работа по организации проведения совместных конкурсов и аукционов при осуществлении закупок одних и тех же товаров, работ, услуг, что позволяет более эффективно осуществлять закупки и экономнее расходовать бюджетные средства.
В 2014 году разработан и внедрен программный модуль "Закупки города Омска", обеспечена его интеграция с программными модулями "Планирование бюджета" и "Исполнение бюджета" и официальным сайтом Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Одним из методов достижения сбалансированности бюджета города Омска является выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов, в том числе за счет повышения эффективности управления муниципальным имуществом.
В 2014 году осуществлялись мероприятия по инвентаризации объектов недвижимого имущества, постановке на учет в Управлении Федеральной регистрационной службы по Омской области бесхозяйных объектов, регистрации права муниципальной собственности на объекты, заключению договоров пользования и продажи муниципального имущества, осуществлению муниципального земельного контроля.
В 2015 году продолжена реализация мероприятий по повышению эффективности управления муниципальной собственностью. В соответствии с требованиями федерального законодательства Администрацией города Омска разрабатываются проекты нормативных правовых актов, регулирующих отношения по аренде земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, определению размера выкупной цены таких земельных участков, платы за установление сервитута, платы за увеличение площади в результате перераспределения земельных участков.
Функционирование действенной и эффективной системы муниципального финансового контроля, основное назначение которого обеспечить эффективность процесса формирования и расходования бюджетных средств, является необходимым условием повышения качества управления муниципальными финансами.
В рамках совершенствования системы внутреннего муниципального финансового контроля и развития внутреннего контроля и аудита в 2014 году разработан и утвержден постановлением Администрации города Омска от 17 июля 2014 года № 952-п Порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Главные распорядители средств бюджета города Омска ознакомлены с принятыми Министерством финансов Российской Федерации Методическими рекомендациями по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита для учета в работе по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля и аудита. В настоящий момент формируется правовая база на уровне структурных подразделений Администрации города Омска.
По результатам осуществления департаментом финансов и контроля Администрации города Омска внутреннего муниципального финансового контроля объем проверенных средств в 2014 году составил 6,7 млрд. рублей. Общая сумма выявленных финансовых нарушений составила 74,6 млн. рублей. Объектам финансового контроля направлено 114 представлений и предписаний.
Согласно плану контрольных мероприятий в первом полугодии 2015 года предусмотрено проведение 48 контрольных мероприятий.
В настоящий момент общая сумма выявленных финансовых нарушений составила 24,3 млн. рублей.
В первом квартале 2015 года финансовые нарушения устранены на сумму 1,1 млн. рублей, в том числе перечислено в доход бюджета города Омска 284,2 тыс. рублей.
Материалы контрольных мероприятий в случае необходимости передаются в правоохранительные органы для дополнительных проверок с целью возбуждения уголовного и административного производства. По итогам 2014 года в правоохранительные органы переданы материалы по 20 контрольным мероприятиям, в течение 2015 года - по 13 контрольным мероприятиям.
Постоянное совершенствование федерального законодательства требует ответной корректировки правового регулирования бюджетного процесса на местном уровне с учетом произошедших изменений.
В 2014 - 2015 годах начата работа по формированию правовой базы для осуществления перехода к формированию муниципального задания, начиная с муниципальных заданий на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, на основе ведомственных перечней муниципальных услуг и работ, формируемых в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденных федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Администрации города Омска от 17 февраля 2014 года № 304-п утвержден Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями города Омска.
Утверждены ведомственные перечни муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями города Омска, находящимися в ведении департаментов образования, культуры, по делам молодежи, физической культуры и спорта, транспорта и городского хозяйства Администрации города Омска.
В течение 2014 года особое внимание уделялось решению вопросов обеспечения открытого доступа населения к наглядной, оперативной и достоверной информации о бюджете города Омска. В первой половине 2015 года сайт "Бюджет для граждан" дополнен новым информационным блоком "Исполнение бюджета", логически завершающим формирование данного интернет-ресурса. Размещаемая на сайте информация поддерживается в актуальном состоянии в соответствии с Решением Омского городского Совета о бюджете города Омска, параметрами муниципальных программ, изменениями муниципальных правовых актов в сфере планирования и организации бюджетного процесса.
4. Основные направления бюджетной политики города Омска
на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов
В последние годы изменения налогового законодательства негативным образом влияют на объем доходных источников бюджетов муниципальных образований, что обуславливает возникновение бюджетных рисков в 2016 году и плановом периоде 2017 и 2018 годов. Так, только за период с 2010 по 2014 годы доля зачисляемых налоговых платежей в бюджет города Омска снизилась с 10,4 до 4,5 процента соответственно, что в абсолютном выражении составляет 2,8 млрд. рублей.
Федеральным законом "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" предусмотрено прекращение действия на территории Российской Федерации с 1 января 2018 года системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Указанный налог является бюджетообразующим и в доходах бюджета города Омска составляет до 15 процентов налоговых доходов. В условиях формирования проекта бюджета на период нового бюджетного цикла сокращение собственных доходов бюджета города Омска на сумму более 840 млн. рублей в год усугубит ситуацию в части решения вопросов местного значения.
Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 20 ноября 2014 года № 50-п утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования городской округ город Омск по состоянию на 1 января 2014 года, которые вступили в действие для исчисления неналоговых платежей с 10 января 2015 года, для начисления земельного налога - вступают в действие с 1 января 2016 года.
Анализ утвержденных показателей кадастровой стоимости показал существенное снижение средних удельных показателей кадастровой стоимости земель города Омска по видам разрешенного использования земельных участков. В результате новой кадастровой оценки ожидается двукратное снижение поступлений земельного налога в бюджет города Омска. В целом потери налоговых и неналоговых доходов бюджета города Омска оцениваются в 1 млрд. рублей.
К бюджетным рискам относится также снижение темпов роста заработной платы, в том числе работникам бюджетной сферы, а также отрицательный миграционный баланс трудоспособного населения города Омска.
Проектом Федерального закона "О новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации" предусматривается введение единого принципа зачисления доходов от штрафов и денежных взысканий, предусматривающего зачисление указанных доходов в бюджет того уровня, к которому относится соответствующий администратор доходов бюджета (федеральный орган исполнительной власти - доходы федерального бюджета, муниципальный - местного).
В связи с изменением перечня видов штрафов, зачисляемых в бюджет городского округа, выпадающие доходы бюджета города Омска составят порядка 150 млн. рублей ежегодно.
В целях минимизации угроз несбалансированности бюджета города Омска подготовка основных направлений бюджетной политики и в дальнейшем проекта бюджета осуществляется на основе "базового сценария", то есть наиболее реалистичного варианта социально-экономического развития города Омска.
Базовый сценарий опирается на рыночные ожидания в отношении рынка энергоносителей, предполагает продолжение действий санкций со стороны США и ЕС на протяжении всего прогнозного периода.
На фоне неблагоприятного влияния макроэкономической конъюнктуры, отставания роста собственных доходов от роста расходов, в целях недопущения наращивания муниципального долга и процентных расходов бюджетная политика в ближайшие три года должна быть направлена на обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета в условиях ограниченности его доходных источников с сохранением ранее принятых расходных обязательств.
Бюджетное правило, основанное на реалистичности прогнозов по собственным доходам, предполагает рачительность при принятии бюджетных обязательств, позволяющих достичь наилучшего результата, в том числе в долгосрочном периоде.
Основными направлениями бюджетной политики города Омска на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов являются:
1) приоритет исполнения действующих расходных обязательств, исходя из финансовых возможностей, с учетом оценки бюджетных рисков;
2) проведение мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов, рациональное и экономное использование бюджетных средств, в том числе за счет:
- оптимизации сети муниципальных учреждений при условии сохранения объема оказываемых ими муниципальных услуг (выполняемых работ) и повышения качества их оказания (выполнения);
- дальнейшего совершенствования системы оплаты труда путем проведения нормирования нагрузки на персонал и внедрения "эффективных контрактов", дифференциации в оплате труда работников в зависимости от квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы;
- расширения перечня платных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями;
- сведения к минимуму направлений расходования средств, не связанных с решением вопросов местного значения городского округа;
- усиления персональной ответственности руководителей за низкие показатели качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета города Омска;
3) утверждение нормативных затрат на оказание муниципальных услуг с учетом общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности;
4) приведение муниципальных правовых актов в соответствие с новой редакцией Бюджетного кодекса Российской Федерации;
5) совершенствование межбюджетных отношений с активным использованием таких инструментов, как привлечение финансовой помощи на исполнение принятых на федеральном уровне решений, требующих дополнительных бюджетных затрат муниципалитетов;
6) повышение доступности транспортных услуг для населения города, совершенствование организации пассажирских перевозок, в том числе путем реализации положений Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
7) повышение эффективности процедур проведения закупок для обеспечения муниципальных нужд посредством:
- обеспечения интеграции закупочного и бюджетного процесса, в том числе с целью недопущения принятия получателями бюджетных средств обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;
- перехода к нормированию в сфере закупок путем установления требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов (включая подведомственные казенные учреждения) в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
8) совершенствование структуры Администрации города Омска, оптимизация расходов на ее содержание;
9) обеспечение умеренной долговой нагрузки посредством:
- диверсификации кредитного портфеля Администрации города Омска путем замещения кредитов кредитных организаций иными долговыми обязательствами (бюджетные кредиты, муниципальные ценные бумаги);
- обеспечения экономически обоснованного объема муниципального долга;
- оптимизации текущих расходов на обслуживание муниципального долга и условий новых заимствований в зависимости от текущей конъюнктуры рынка;
- минимизации рисков, связанных с осуществлением муниципальных заимствований;
- эффективного управления ликвидностью единого счета местного бюджета;
10) развитие системы внутреннего муниципального финансового контроля за счет:
- правового регулирования осуществления полномочий органом внутреннего муниципального финансового контроля в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд;
- методического обеспечения внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета города Омска;
- повышения эффективности осуществления контрольной деятельности органом внутреннего муниципального финансового контроля, смещения акцента с контроля над финансовыми потоками к контролю за результатами, достигнутыми за счет бюджетных средств;
11) обеспечение доступности информации о бюджетном процессе в городе Омске путем:
- своевременной актуализации информации на сайте "Бюджет для граждан" официального портала Администрации города Омска в сети "Интернет";
- размещения информации на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации, созданном в рамках проекта "Электронный бюджет".
_______________
------------------------------------------------------------------