По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Распоряжение Правительства Омской области от 02.11.2015 N 169-рп "О прогнозе социально-экономического развития Омской области на 2016 год и на период до 2018 года"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 2 ноября 2015 г. № 169-рп

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2016 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

В соответствии со статьей 10 Закона Омской области "О Правительстве Омской области":
Одобрить прогноз социально-экономического развития Омской области на 2016 год и на период до 2018 года согласно приложению к настоящему распоряжению.

Губернатор Омской области,
Председатель Правительства
Омской области
В.И.Назаров





Приложение
к распоряжению Правительства Омской области
от 2 ноября 2015 г. № 169-рп

ПРОГНОЗ
социально-экономического развития Омской области
на 2016 год и на период до 2018 года (далее - прогноз)

Раздел 1. Основные показатели прогноза

Показатели
Единица измерения
Отчет
Оценка
Прогноз
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
1-й вариант
2-й вариант
1-й вариант
2-й вариант
1-й вариант
2-й вариант
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Валовой региональный продукт <*>









в ценах соответствующих лет <**>
млрд. рублей
605,0
645,0
690,5
695,5
740,0
745,5
798,5
810,4
в сопоставимых ценах <**>
в процентах к предыдущему году
102,0
101,1
100,7
102,5
101,2
102,7
102,0
104,1
Индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
103,5
101,8
100,5
102,7
101,1
102,9
102,2
104,0
Добыча полезных ископаемых









отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами
млн. рублей
3855,1
4030,0
4655,0
4685,0
5450,0
5870,0
6020,0
6640,0
индекс производства
в процентах к предыдущему году
80,9
84,4
89,6
93,1
88,4
91,9
90,7
94,1
Обрабатывающие производства









отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами
млн. рублей
696950,0
798880,0
882050,0
902770,0
966340,0
1038400,0
1044960,0
1163700,0
индекс производства
в процентах к предыдущему году
104,0
102,9
101,0
103,0
101,7
103,3
102,9
104,5
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака









индекс производства
в процентах к предыдущему году
99,1
101,0
100,6
101,5
100,9
102,0
101,2
104,4
Текстильное и швейное производство









индекс производства
в процентах к предыдущему году
98,6
96,5
95,0
101,2
102,3
104,1
103,5
104,9
Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви









индекс производства
в процентах к предыдущему году
93,4
58,6
97,2
101,5
102,5
103,3
103,5
105,1
Обработка древесины и производство изделий из дерева









индекс производства
в процентах к предыдущему году
99,9
96,5
102,1
102,1
102,1
103,6
102,3
104,5
Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность









индекс производства
в процентах к предыдущему году
117,0
100,1
100,5
100,8
102,3
103,1
103,5
104,8
Производство кокса и нефтепродуктов









индекс производства
в процентах к предыдущему году
104,9
101,1
99,5
101,8
99,5
100,5
101,0
102,2
Химическое производство









индекс производства
в процентах к предыдущему году
91,7
108,9
100,5
107,2
100,5
102,1
109,0
112,5
Производство резиновых и пластмассовых изделий









индекс производства
в процентах к предыдущему году
97,6
78,8
95,0
105,4
103,4
106,0
103,5
107,0
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов









индекс производства
в процентах к предыдущему году
104,2
76,1
95,0
102,5
95,5
102,0
96,0
102,5
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий









индекс производства
в процентах к предыдущему году
111,5
118,5
101,6
103,1
101,9
104,1
103,1
104,7
Производство машин и оборудования









индекс производства
в процентах к предыдущему году
100,9
112,1
102,5
104,3
102,8
104,8
103,1
105,1
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования









индекс производства
в процентах к предыдущему году
115,0
122,2
103,2
105,9
103,3
106,3
102,1
103,5
Производство транспортных средств и оборудования









индекс производства
в процентах к предыдущему году
107,3
105,6
101,9
103,8
102,0
104,5
101,5
104,1
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды









отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами
млн. рублей
43187,7
46180,0
51140,0
51646,0
55490,0
56650,0
59870,0
61555,0
индекс производства
в процентах к предыдущему году
102,1
98,1
100,3
101,3
100,1
101,1
100,0
100,7
Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий









в ценах соответствующих лет
млн. рублей
83589,9
101967,0
107555,0
109845,0
113700,0
116360,0
119910,0
122520,0
в сопоставимых ценах
в процентах к предыдущему году
94,1
101,4
100,9
102,1
101,0
101,5
101,0
101,3
Инвестиции в основной капитал









в ценах соответствующих лет
млн. рублей
105785,9
110260,0
119490,0
121735,0
130950,0
134180,0
144215,0
148480,0
в сопоставимых ценах
в процентах к предыдущему году
97,5
95,1
101,0
102,8
102,9
103,4
103,7
104,0
Ввод в действие жилых домов
тыс. кв.м общей площади
848,0
700,0
750,0
765,0
800,0
815,0
850,0
865,0
Индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению
декабрь в процентах к декабрю предыдущего года
111,4
111,5
106,4
106,1
106,0
105,5
105,1
104,0
Оборот розничной торговли









в ценах соответствующих лет
млн. рублей
314167,9
334383,0
362940,0
364400,0
398965,0
401750,0
434844,0
442060,0
в сопоставимых ценах
в процентах к предыдущему году
100,2
93,2
102,3
103,1
103,9
104,8
104,1
105,7
Объем платных услуг населению









в ценах соответствующих лет
млн. рублей
77460,2
83940,0
91745,0
92310,0
101010,0
101180,0
111250,0
111340,0
в сопоставимых ценах
в процентах к предыдущему году
100,2
97,8
101,3
102,3
102,8
103,7
103,8
105,0
Прибыль (убыток) организаций <***>
млн. рублей
10893,0
42404,0
50985,0
53657,0
54001,0
57660,0
57427,0
61433,0
Прибыль прибыльных организаций <***>
млн. рублей
63634,6
69070,5
70675,0
71984,0
72470,0
74760,0
75125,0
77670,0
Экспорт товаров
млн. долларов США
842,6
871,4
876,5
893,0
883,8
916,1
922,1
963,2
Импорт товаров
млн. долларов США
428,5
385,7
366,4
374,1
348,0
366,6
348,0
370,3
Фонд начисленной заработной платы работников <***>
млн. рублей
188390,2
196100,0
205320,0
208150,0
220220,0
224970,0
239620,0
245500,0
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата <****>
рублей
26204,5
27700,0
29000,0
29300,0
31000,0
31615,0
33730,0
34500,0
Среднедушевые денежные доходы населения
рублей в месяц
24165,3
25840,0
27283,0
27790,0
29305,0
30145,0
31840,0
32670,0
Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения
рублей в месяц
7154,0
8800,0
9510,0
9480,0
10240,0
10160,0
11480,0
11270,0
Численность экономически активного населения (среднегодовая)
тыс. человек
1051,6
1050,5
1048,0
1051,0
1051,0
1052,0
1052,0
1053,0
Уровень зарегистрированной безработицы (среднегодовой)
в процентах от численности экономически активного населения
1,1
1,3
1,4
1,2
1,4
1,2
1,3
1,2

--------------------------------
<*> В основных ценах.
<**> За 2014 год приведены оценочные данные Министерства экономики Омской области.
<***> Приведены значения показателя без учета деятельности банков в связи с тем, что с 1 августа 2014 года территориальные банки крупных кредитных организаций с широкой сетью подразделений не представляют отчетность в территориальные учреждения Центрального банка Российской Федерации по месту их нахождения в разрезе субъектов Российской Федерации в соответствии с Указаниями Банка России от 31 мая 2014 года № 3269-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 12 ноября 2009 года № 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации", а также без учета деятельности обособленных подразделений организаций, так как в соответствии с приказом Росстата от 28 октября 2013 года № 428 "Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", № П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", № П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", № П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", № П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации" статистическая информация предоставляется в территориальный орган Росстата по месту нахождения юридического лица.
<****> Приведены значения показателя по полному кругу организаций (без учета заработной платы наемных работников у индивидуальных предпринимателей и физических лиц).

Раздел 2. Пояснительная записка к прогнозу

Прогноз разработан на основе:
- прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов с учетом итогов развития российской экономики в отчетном периоде;
- тенденций социально-экономического развития Омской области за предшествующие годы и фактически складывающейся ситуации в текущем году;
- прогнозных данных о деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляемой на территории Омской области, на 2016 год и на период до 2018 года;
- мер по социально-экономическому развитию Омской области, предусмотренных областным законодательством.
Корректировка основных параметров прогноза на 2016 - 2018 годы по сравнению с показателями уточненного прогноза социально-экономического развития Омской области на 2015 год и на период до 2017 года, утвержденного распоряжением Правительства Омской области от 1 апреля 2015 года № 45-рп, в основном обусловлена происходящими процессами адаптации секторов экономики Омской области к изменениям макроэкономической ситуации.
В сторону увеличения скорректирован прогноз динамики объема производства продукции обрабатывающих производств, а также финансовых результатов деятельности организаций, осуществляющих деятельность на территории Омской области. В сторону понижения пересмотрен прогноз по динамике объемов добычи полезных ископаемых, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, объема производства продукции сельского хозяйства. С учетом принимаемых Центральным банком Российской Федерации мер, направленных на регулирование инфляционных процессов, понижены темпы прироста потребительских цен и величины прожиточного минимума. Вместе с тем происходящее замедление темпов роста экономики обусловило необходимость понижения динамики показателей среднедушевых денежных доходов населения и оборота розничной торговли.
Прогноз выполнен по двум вариантам. Второй вариант прогноза предполагает более высокие, чем по первому варианту прогноза, темпы социально-экономического развития Омской области.
Показатели прогноза определены с учетом необходимости достижения целевых индикаторов, содержащихся в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 - 602, 606, и рассчитаны исходя из направлений региональной государственной политики, определенных Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года № 93 (далее - Стратегия).
В целях обеспечения развития экономики Омской области, повышения качества жизни населения Омской области в 2016 - 2018 годах продолжится реализация 18 государственных программ Омской области, направленных на развитие ключевых секторов экономики и социальной сферы Омской области, совершенствование системы государственного управления.
Основными позитивными тенденциями, определяющими социально-экономическое развитие Омской области в прогнозируемом периоде, станут:
- рост объемов промышленного производства за счет модернизации действующих и создания новых производств, организации деятельности технологических и индустриальных парков, развития импортозамещения;
- увеличение глубины переработки продукции агропищевого комплекса, выход товаропроизводителей Омской области на новые рынки сбыта, создание производств в новых продуктовых сегментах;
- повышение инвестиционной активности субъектов предпринимательства, в том числе в результате реализации Правительством Омской области мер по созданию благоприятного инвестиционного климата, внедрению механизмов государственно-частного партнерства;
- устойчивая динамика развития сектора малого и среднего предпринимательства, в том числе за счет совершенствования налоговой политики, повышения качества государственного регулирования, реализации Правительством Омской области мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
- восстановление потребительского спроса населения Омской области в условиях замедления инфляционных процессов;
- рост рождаемости и снижение смертности населения Омской области;
- рост числа занятых в экономике Омской области.
Основными ограничениями экономического регионального развития будут являться:
- низкий уровень развития и высокий износ инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктуры, особенно в сельской местности;
- дефицит квалифицированных кадров, отток трудоспособного населения Омской области в другие субъекты Российской Федерации;
- сокращение бюджетного финансирования капитальных вложений, низкая доступность кредитных ресурсов;
- значительный объем государственного долга Омской области и дефицит консолидированного бюджета Омской области.
В 2014 году в связи с ростом внешнеполитических рисков и введением санкций в отношении российских компаний по ряду показателей социально-экономического развития Омской области наблюдалось замедление динамики.
По оценке, темп роста валового регионального продукта (далее - ВРП) в 2014 году составил 102 процента к уровню 2013 года. При сохранении темпов роста в промышленном производстве снизились инвестиционная активность и финансовые показатели организаций, осуществляющих деятельность на территории Омской области. Потребительская активность населения сохранилась на уровне предыдущего года.
Индекс промышленного производства в 2014 году увеличился на 3,5 процента к уровню 2013 года (в среднем по Российской Федерации - на 1,7 процента), в том числе в обрабатывающих производствах - на 4 процента.
Наибольший вклад в развитие обрабатывающих производств внесли производство нефтепродуктов (65,8 процента), производство пищевых продуктов (9,6 процента), производство резиновых и пластмассовых изделий (4 процента), химическое производство (3,8 процента).
Объем производства продукции сельского хозяйства составил 94,1 процента к уровню 2013 года, что обусловлено высокой базой предыдущего года.
В 2014 году в Омской области наблюдалась общероссийская тенденция снижения объема капитальных вложений. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования снизился на 2,5 процента относительно 2013 года и составил 105,8 млрд. рублей.
За 2014 год на территории Омской области введено в эксплуатацию 848 тыс. кв.м жилья (102,6 процента к уровню 2013 года).
Индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению в декабре 2014 года по отношению к декабрю 2013 года составил 111,4 процента. В основном усиление инфляции обусловлено удорожанием импортных товаров из-за снижения курса рубля по отношению к иностранным валютам и введением санкционных ограничений на поставку отдельных видов продукции из ряда стран.
Вследствие сокращения потребительского спроса населения в 2014 году наблюдалось замедление темпов роста оборота розничной торговли, который увеличился на 0,2 процента относительно уровня 2013 года против роста на 5,9 процента в 2013 году. Объем платных услуг населению также увеличился незначительно (на 0,2 процента по отношению к 2013 году).
Среднемесячная номинальная заработная плата работников организаций Омской области в 2014 году составила 26204,5 рубля и по сравнению с 2013 годом увеличилась на 5,5 процента. Среднедушевые денежные доходы населения Омской области увеличились в 2014 году на 13,1 процента к уровню предыдущего года и составили 24165,3 рубля.
Ситуация на рынке труда в 2014 году оставалась устойчивой. Уровень зарегистрированной безработицы составил 1,1 процента от численности экономически активного населения.
В 2015 году ситуация в Омской области складывается под влиянием макроэкономических ограничений. Вместе с тем динамика основных показателей социально-экономического развития выше, чем в среднем по России, что обусловлено в том числе реализацией комплекса мер по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Омской области.
По итогам 2015 года прирост ВРП по оценке составит 1,1 процента. Объем промышленного производства увеличится на 1,8 процента относительно уровня 2014 года. Ожидается рост на 2,9 процента к уровню 2014 года в обрабатывающем производстве, что обусловлено увеличением объемов производства нефтепродуктов, нефтехимической и пищевой продукции, а также продукции машиностроительного комплекса.
Вместе с тем продолжится снижение производства по виду экономической деятельности "добыча полезных ископаемых" (на 15,6 процента к уровню 2014 года), что обусловлено снижением добычи нефти на Западно-Крапивинском месторождении в связи с истощенностью скважин.
Сокращение производства и распределения электроэнергии, газа и воды на 1,9 процента к уровню 2014 года в значительной степени обусловлено снижением выработки тепловой энергии омскими теплоэлектроцентралями в связи с благоприятными погодными условиями в зимнем периоде 2015 года.
Производство продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2015 году к уровню 2014 года по оценке составит 101,4 процента. Прогнозируется увеличение валового сбора зерна на 2,6 процента к уровню 2014 года, в животноводстве - увеличение производства продукции на 1,1 процента, в том числе мяса - на 2 процента, молока - на 0,2 процента, яиц - на 1,3 процента.
В 2015 году прибыль прибыльных организаций составит по оценке 69,1 млрд. рублей (108,5 процента к уровню 2014 года), сальдированный финансовый результат - 42,4 млрд. рублей. Положительный финансовый результат будет обеспечиваться организациями обрабатывающих производств и сельского хозяйства.
Объем инвестиций в основной капитал в 2015 году ожидается ниже уровня 2014 года на 4,9 процента, что отражает общероссийский тренд и обусловлено снижением доступности кредитных ресурсов, удорожанием импортируемых инвестиционных товаров, ростом долговой нагрузки организаций.
До конца 2015 года планируется завершить строительство животноводческого комплекса сельскохозяйственного производственного кооператива "Большевик", овощехранилища общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Сибагрохолдинг", комбината по производству быстровозводимых домов ООО "Вольф Хаус Сибирь", а также осуществить модернизацию мясоперерабатывающего предприятия "Сибирские пельмени" и турбоагрегата № 1 Омской ТЭЦ-5.
В 2015 году продолжается реализация крупных инвестиционных проектов, в числе которых:
- строительство подстанции 500 кВ "Восход";
- реконструкция Омской ТЭЦ-3;
- реализация инвестиционной программы открытого акционерного общества (далее - ОАО) "Газпромнефть - Омский НПЗ";
- территориально-отраслевой кластер "Биокомплекс";
- увеличение объема производства спирта ОАО "Компания "ОША".
Будут продолжены строительство и реконструкция объектов, предусмотренных планом основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 300-летия основания г. Омска. Осуществляется реконструкция здания театра "Галерка", начаты работы по реконструкции объекта культурного наследия "Здание страхового товарищества "Саламандра", 1913 - 1914 годы" для размещения Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.
Открыты дошкольные учреждения в Кировском, Центральном и Октябрьском административных округах г. Омска, школа на 550 мест с группами для дошкольников на 80 мест в микрорайоне № 5. Завершены основные строительно-монтажные работы по реконструкции комплекса зданий под размещение Исилькульского дома-интерната для престарелых и инвалидов. Кроме того, в 2015 году будут введены в эксплуатацию детский сад по ул. Мельничная в г. Омске, педиатрический стационар детской городской больницы № 3, крытый каток в Советском административном округе г. Омска. Также будет выполнен основной комплекс работ по строительству 2 детских садов в Азовском немецком национальном и Тарском муниципальных районах Омской области. Планируется завершить работы по реконструкции 5 зданий школ со строительством пристроев для размещения дошкольных учреждений в г. Омске.
В сентябре 2015 года открыта под автомобильное движение транспортная развязка на пересечении окружной дороги с федеральной трассой М-51 "Байкал", работы на участке Федоровка - Александровка протяженностью 18 км будут завершены в ноябре 2015 года.
Также до конца 2015 года запланирован ввод в эксплуатацию 54,6 км автомобильных дорог регионального значения, 35 км автодорог муниципального значения.
На объектах Красногорского водоподъемного гидроузла на р. Иртыш возобновлены строительно-монтажные работы в целях обеспечения ввода в эксплуатацию в 2016 году пускового комплекса, включающего левобережную бетонную водосливную плотину и судоходный шлюз.
Существенным препятствием для развития массового жилищного строительства продолжают оставаться ограниченные возможности обеспечения земельными участками и необходимой инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой, а также низкий платежеспособный спрос на жилье. В 2015 году объем ввода в действие жилых домов по оценке сократится на 17,5 процента к уровню 2014 года и составит 700 тыс. кв.м.
Внешнеторговый оборот Омской области по оценке в 2015 году составит 1257,1 млн. долл. США, в том числе экспорт - 871,4 млн. долл. США, импорт - 385,7 млн. долл. США. По сравнению с 2014 годом внешнеторговый оборот уменьшится на 1,1 процента за счет сокращения импорта на 10 процентов. Экспорт увеличится на 3,4 процента к уровню 2014 года. Положительная динамика экспорта обусловлена увеличением объемов поставок машин, оборудования и транспортных средств, продукции химической промышленности (полипропилен), лесоматериалов. Сокращение объемов импорта связано с ослаблением курса рубля, введением рядом зарубежных стран экономических санкций в отношении российских юридических и физических лиц, а также установлением Российской Федерацией ограничения на ввоз отдельных видов продовольственной продукции.
По итогам 2015 года среднемесячная заработная плата работников организаций Омской области достигнет 27,7 тыс. рублей (105,7 процента к уровню 2014 года). В результате увеличения основных источников доходов населения денежные доходы в среднем на душу населения составят около 25,8 тыс. рублей и вырастут на 6,9 процента к 2014 году.
Индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению в Омской области в декабре 2015 года по оценке составит 111,5 процента к декабрю 2014 года. Динамика роста цен во многом будет зависеть от изменения стоимости импортируемых товаров, а также компонентов и технологий, используемых при производстве отечественных товаров и оказании услуг, вследствие изменения курса национальной валюты.
По итогам 2015 года ожидается снижение потребительской активности населения. Розничный товарооборот сократится по оценке на 6,8 процента к уровню 2014 года, объем платных услуг населению - на 2,2 процента. Сокращение потребительского спроса связано с негативными экономическими ожиданиями и, как следствие, ростом сбережения.
Численность экономически активного населения по оценке в 2015 году снизится по сравнению с 2014 годом на 1,1 тыс. человек и составит 1050,5 тыс. человек, уровень зарегистрированной безработицы в 2015 году составит 1,3 процента от численности экономически активного населения.
С учетом тенденций социально-экономического развития Омской области, а также Российской Федерации в целом, прогноз предусматривает умеренную положительную динамику по большинству показателей.
ВРП в 2018 году вырастет на 3,9 - 9,6 процента к уровню 2015 года по первому и второму вариантам прогноза соответственно. Среднегодовой прирост ВРП составит 1,3 - 3,1 процента по вариантам прогноза соответственно. Динамика данного показателя в прогнозируемом периоде будет определяться темпами роста в производственном секторе экономики Омской области.
В 2016 - 2018 годах прогнозируется рост промышленного производства в Омской области. В 2018 году индекс промышленного производства составит по первому варианту прогноза 103,8 процента к уровню 2015 года, по второму варианту - 109,9 процента. Среднегодовые темпы роста промышленного производства составят 101,3 - 103,2 процента.
Рост промышленного сектора в прогнозируемом периоде будет обеспечиваться обрабатывающими производствами. В 2018 году объем производства в обрабатывающих отраслях возрастет на 5,7 - 11,2 процента относительно уровня 2015 года по вариантам прогноза соответственно. Наибольший вклад в рост промышленного производства внесут организации нефтехимического комплекса, пищевой промышленности и машиностроения, доля которых в валовой добавленной стоимости обрабатывающих производств составляет более 70 процентов.
В разрезе видовой структуры обрабатывающей промышленности прогнозируется следующая динамика: производство нефтепродуктов (100 - 104,6 процента соответственно по вариантам прогноза к уровню 2015 года); химическое производство (110,1 - 123,1 процента); производство резиновых и пластмассовых изделий (101,7 - 119,5 процента); производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака (102,7 - 108,1 процента); производство машин и оборудования (108,6 - 114,9 процента); производство транспортных средств и оборудования (105,5 - 112,9 процента); производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (108,8 - 116,5 процента); металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (106,7 - 112,4 процента); производство прочих неметаллических минеральных продуктов (87,1 - 107,2 процента); обработка древесины и производство изделий из дерева (106,6 - 110,5 процента); целлюлозно-бумажное производство (106,4 - 108,9 процента); текстильное и швейное производство (100,6 - 110,5 процента); производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (103,1 - 110,2 процента).
В 2016 - 2018 годах в добыче полезных ископаемых ожидается дальнейшее падение объемов (71,8 - 80,5 процента в 2018 году относительно уровня 2015 года). По второму варианту прогноза его темпы несколько снизятся за счет увеличения добычи природного газа на Тевризском газоконденсатном месторождении. Также в прогнозируемом периоде планируется реализация проекта разработки Кормиловского месторождения кварцевых песков с применением технологии скважинной гидродобычи.
По виду деятельности "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" прогнозируется незначительное увеличение объемов производства за счет роста потребления топливно-энергетических ресурсов промышленными предприятиями Омской области. Рост производства в 2018 году к уровню 2015 года составит 0,4 - 3,1 процента.
Стратегией определены приоритетные для развития региона и имеющие высокий уровень конкурентоспособности отраслевые кластеры: кластер нефтепереработки и нефтехимии, кластер высокотехнологичных компонентов и систем, агропищевой и лесопромышленный кластеры. Реализация кластерных проектов, ориентированных на создание законченной технологической цепи, не только обеспечит прирост промышленного производства, но и позволит создавать конкурентоспособную продукцию с высокой добавленной стоимостью, стимулировать инвестиционную и инновационную активность организаций - участников кластеров, развить кооперационные связи между ними.
Основные направления перспективного развития нефтехимического комплекса Омской области предусматривают использование имеющегося потенциала и создание новых мощностей по производству нефтехимической продукции, включая завод катализаторов процессов нефтепереработки ОАО "Газпромнефть - Омский НПЗ", проект по производству этилена. Планируется создание и развитие сегмента инжиниринговых услуг на базе проектных и сервисных организаций - участников нефтехимического кластера Омской области. Проекты в рамках развития кластера ориентированы на создание законченной технологической цепи: от переработки углеводородного сырья до выпуска конечной продукции с высокой добавленной стоимостью.
В рамках развития кластера высокотехнологичных компонентов и систем в 2016 - 2018 годах получит развитие производство импортозамещающих изделий для российской авиационной и ракетной техники, инженерных машин, телекоммуникационной продукции, промышленной и бытовой электроники, оборудования для нефтегазодобычи, приборов и оборудования для медицины и жилищно-коммунального хозяйства.
Предполагается дальнейшее развитие омского технопарка радиоэлектроники, центров промышленной кооперации и прототипирования, продолжение реализации проекта создания федерального инжинирингового центра по разработке конструкций на основе нанокомпозитных материалов на базе федерального государственного унитарного предприятия (далее - ФГУП) "НПП "Прогресс", расширение поставок высокотехнологичной продукции наукоемких организаций Омской области для стратегических компаний и акционерных обществ.
Рост объемов производства в машиностроении будет обеспечен за счет освоения новых видов и модификаций продукции, увеличения государственного оборонного заказа, активизации процессов импортозамещения, повышения спроса на продукцию. Перспективные направления развития машиностроительного комплекса связаны с выпуском продукции специального назначения, производством телерадиовещательного оборудования, блоков и узлов высокоточной механики, приемо-передающих станций и оборудования связи специального назначения, медицинского оборудования, микроэлектронных систем, производством, модернизацией и ремонтом авиационных двигателей.
Рост экономического потенциала машиностроительного комплекса Омской области в прогнозируемом периоде обусловлен реализацией мероприятий инвестиционной программы акционерного общества (далее - АО) "Омсктрансмаш", направленной на оптимизацию и локализацию разработки и производства инженерной техники, созданием системного дизайн-центра и производственно-технологического комплекса по разработке и производству многофункциональных сверхвысокочастотных модулей типа "система в корпусе" на базе АО "Центральное конструкторское бюро автоматики".
В производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования приоритетными проектами являются:
- развитие теле- и радиоэлектроники в рамках создаваемого центра по проектированию и изготовлению радиоэлектронных компонентов;
- создание дизайн-центра по разработке и производству многофункциональных сверхвысокочастотных модулей типа "система в корпусе" в АО "Центральное конструкторское бюро автоматики";
- формирование современного научно-производственного комплекса для выполнения обязательств предприятия по поставкам продукции по государственному оборонному заказу и в рамках международного военно-технического сотрудничества в публичном акционерном обществе "Сатурн".
Развитие производства транспортных средств и оборудования планируется обеспечить за счет:
- освоения серийного производства ракет-носителей семейства "Ангара" на базе унифицированных ракетных модулей на производственном объединении "Полет" - филиале ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева";
- модернизации и технического перевооружения производственных мощностей в филиале "Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова" ФГУП "НПЦ газотурбостроения "Салют", ОАО "Высокие технологии", АО "Омское моторостроительное конструкторское бюро", ОАО "Омское машиностроительное конструкторское бюро".
Предусматривается участие промышленных организаций Омской области в реализации приоритетных государственных программ Российской Федерации, в том числе ряда программ развития высокотехнологичных секторов экономики (авиастроения, электронной и радиоэлектронной промышленности, космического комплекса).
Достижению прогнозируемых показателей развития отраслей промышленности будет способствовать реализация мероприятий государственной программы Омской области "Развитие промышленности в Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 года № 258-п. В рамках развития приоритетных отраслевых промышленных кластеров, а также реализации инновационных и инвестиционных проектов промышленных организаций к 2018 году планируется создать 7,3 тыс. новых рабочих мест и увеличить объем добавленной стоимости, производимой в видах экономической деятельности в промышленности, на 59 млрд. рублей.
Перспективными направлениями развития агропищевого кластера в 2016 - 2018 годах являются увеличение глубины переработки продукции, выход на новые рынки сбыта, создание и развитие производств в новых продуктовых сегментах и импортозамещение, повышение конкурентоспособности производимой продукции, развитие системы государственной поддержки местных сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также содействие реализации инвестиционных проектов, в том числе за счет средств федерального бюджета.
Предполагается дальнейшее развитие производственно-логистического сегмента инфраструктуры кластера путем создания на территории Омской области логистических центров для аккумулирования омской продукции в целях максимально эффективной ее реализации местным потребителям и за пределы Омской области.
Факторами роста производства пищевых продуктов в прогнозируемом периоде станут:
- запуск новых производств (АО "ГК "Титан", ООО "Агроцентр "Дружино") и их выход на проектную мощность;
- модернизация действующих производств (ООО "Продэкс-Омск", АО "Омский бекон" (г. Калачинск), ООО "Лузинский комбикормовый завод");
- реализация новых инвестиционных проектов (ООО "Сибагрохолдинг", АО "ГК "Титан", ООО "Ликероводочный завод "ОША").
Объем производства продукции сельского хозяйства в 2018 году увеличится на 2,9 - 5 процентов к уровню 2015 года по первому и второму вариантам прогноза соответственно. Увеличение производства сельскохозяйственной продукции по второму варианту прогноза планируется обеспечить преимущественно за счет роста в животноводстве. Среднегодовой индекс физического объема сельскохозяйственного производства составит 101 - 101,6 процента по вариантам прогноза соответственно.
Прогнозируемый рост производства продукции предполагается обеспечить за счет повышения продуктивности и роста поголовья сельскохозяйственных животных и птицы, строительства и модернизации животноводческих комплексов, а также увеличения урожайности и расширения посевных площадей сельскохозяйственных культур.
В прогнозируемом периоде планируется реализация таких крупных инвестиционных проектов, как:
- строительство свиноводческого комплекса в Кормиловском муниципальном районе Омской области мощностью 40 тыс. голов единовременного содержания поголовья свиней с увеличением годового объема производства свинины до 21,5 тыс. тонн (в живом весе);
- строительство птицефермы на 200 тыс. голов единовременного содержания родительского стада с реконструкцией высвободившихся площадей под содержание бройлеров в Омском муниципальном районе Омской области с увеличением годового объема производства мяса птицы до 70 тыс. тонн (в живом весе);
- строительство и реконструкция свиноводческого производственного комплекса в Омском муниципальном районе Омской области мощностью 350 тыс. голов единовременного содержания поголовья свиней с увеличением годового объема производства свинины до 70 тыс. тонн (в живом весе);
- строительство птицеводческого комплекса по выращиванию бройлеров на 250 тыс. голов единовременного содержания в Кормиловском муниципальном районе Омской области с годовым объемом производства 4,5 тыс. тонн мяса птицы (в живом весе);
- строительство племенного репродуктора на 25 тыс. голов индейки в Омском муниципальном районе Омской области с годовым объемом производства 1,5 млн. инкубационных яиц.
В прогнозируемом периоде задачи по обеспечению импортозамещения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, продовольственной безопасности Омской области, повышению конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на внутреннем и внешнем рынках будут решаться в рамках реализации государственной программы Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15 октября 2013 года № 252-п. К 2018 году планируется достичь самообеспечения Омской области зерном на уровне 165,5 процента, молоком и молочными продуктами - на уровне 102,4 процента, мясом и мясопродуктами - на уровне 114,8 процента.
В 2016 - 2018 годах в лесопромышленном кластере предусматривается создание новых производственных мощностей по переработке мягколиственной, низкосортной и мелкотоварной древесины, древесных отходов, реализация малобюджетных проектов по использованию сыпучего древесного топлива (пеллеты, топливные брикеты, щепа).
В рамках развития кластера планируется строительство в Тарском муниципальном районе Омской области завода по производству ориентированно-стружечных плит, применяемых в малоэтажном и деревянном домостроении.
В 2016 году также предусмотрена реализация проекта по переводу котельных муниципальных районов Омской области на более дешевое, экологически чистое топливо.
Кроме того, в прогнозируемом периоде завершится строительство завода по производству быстровозводимых конструкций для индивидуального строительства в Азовском немецком национальном муниципальном районе Омской области.
Экономический рост в Омской области в прогнозируемом периоде во многом будет определяться инвестиционной активностью организаций.
Объем инвестиций в основной капитал в 2018 году увеличится на 7,8 - 10,5 процента к уровню 2015 года по первому и второму вариантам прогноза соответственно. Среднегодовой рост объема инвестиций составит 2,5 - 3,4 процента.
Бюджетные инвестиции в 2016 - 2018 годах будут направлены на строительство и реконструкцию объектов дорожного хозяйства, строительство Красногорского водоподъемного гидроузла на р. Иртыш, модернизацию объектов социальной и инженерной инфраструктуры. В 2016 году планируется завершить реализацию ряда проектов, связанных с подготовкой и проведением празднования 300-летия основания г. Омска, в сфере культуры (реконструкция здания для размещения музея им. М.А. Врубеля, комплекс "Омская крепость", строительство Воскресенского Собора), образования (школа на 550 мест по ул. Мельничная), здравоохранения (реконструкция объектов городской детской клинической больницы № 3 и строительство поликлиники на 1000 посещений).
Притоку частных инвестиций будет способствовать работа по созданию благоприятных условий для инвестиционной и предпринимательской деятельности. Продолжится совершенствование правовых основ осуществления инвестиционной деятельности в Омской области, расширение государственной поддержки инвесторов, развитие специализированных институтов по привлечению инвестиций, а также формирование Областного инвестиционного земельного фонда.
Развитию инвестиционной деятельности будут способствовать также меры по улучшению предпринимательского климата, которые предусматривают развитие следующих приоритетных направлений поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
- модернизация производственного процесса путем развития лизинга оборудования, компенсация части затрат на приобретение производственного оборудования;
- развитие социального предпринимательства;
- содействие развитию начинающих предпринимателей;
- развитие деятельности гарантийного фонда для кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства и содействие в привлечении субъектами малого и среднего предпринимательства кредитных ресурсов;
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, путем создания и развития регионального интегрированного центра;
- импортозамещение путем компенсации (обеспечения) части затрат, связанных с оплатой услуг и (или) работ по выполнению обязательных требований законодательства, являющихся необходимыми для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг стратегическим предприятиям и стратегическим акционерным обществам, в том числе услуг и (или) работ по регистрации, сертификации или другим формам подтверждения соответствия;
- поддержка организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Обеспечению роста конкурентоспособности экономики Омской области, а также созданию благоприятных условий для ускоренного развития субъектов малого и среднего предпринимательства будет способствовать реализация мероприятий государственной программы Омской области "Развитие экономического потенциала Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 года № 266-п. Планируется увеличить количество инвестиционных проектов, которым оказано содействие, с 20 в 2015 году до 35 в 2018 году. Кроме того, количество субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Омской области, в 2018 году увеличится на 19,1 процента к уровню 2015 года, доля произведенной ими продукции в общем объеме ВРП Омской области - на 6,5 процента.
Внешнеторговый оборот Омской области увеличится в 2018 году на 1 - 6,1 процента (до 1270,1 - 1333,5 млн. долл. США) относительно уровня 2015 года.
В 2018 году экспорт увеличится по первому варианту прогноза на 5,8 процента, по второму варианту - на 10,5 процента к уровню 2015 года и составит 922,1 - 963,2 млн. долл. США соответственно по вариантам прогноза. На экспорт будет поставляться продукция химической промышленности, каучук, машины, оборудование и транспортные средства, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, топливо-энергетические товары, металлы и изделия из них, древесина и целлюлозно-бумажные изделия.
Импорт в 2018 году снизится к уровню 2015 года (на 9,7 процента по первому варианту прогноза, на 4 процента по второму варианту прогноза) и составит 348 - 370,3 млн. долл. США. Динамика импорта будет зависеть от состояния внутреннего спроса и определяться потребностями технологического перевооружения экономики Омской области с учетом политики импортозамещения, проводимой в высокотехнологичных отраслях. В наибольшей степени это отразится на импорте машин, оборудования и транспортных средств, продукции химической промышленности, каучука, металлов и изделий из них, топливо-энергетических товаров, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья.
С учетом динамики в реальном секторе экономики Омской области прибыль прибыльных организаций увеличится в 2018 году на 8,8 - 12,5 процента к уровню 2015 года, до 75,1 - 77,7 млрд. рублей по первому и второму вариантам прогноза соответственно. Прогнозируется положительное сальдо прибылей и убытков организаций, которое к 2018 году составит 57,4 - 61,4 млрд. рублей (рост к уровню 2015 года в 1,4 раза). Наибольшее влияние на формирование финансового результата будет оказывать деятельность организаций обрабатывающих производств (в первую очередь организаций, осуществляющих производство нефтепродуктов), а также организаций малого предпринимательства.
В 2016 - 2018 годах прогнозируется постепенное замедление роста цен. Индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению в Омской области в декабре 2018 года составит 118,5 процента к уровню декабря 2015 года по первому варианту прогноза и 116,4 процента - по второму варианту. В среднем цены будут расти на 5,8 - 5,2 процента в год.
В прогнозируемом периоде продолжится улучшение показателей, характеризующих уровень жизни населения Омской области, что обусловлено реализацией мер по повышению доходов населения Омской области (предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных федеральным и областным законодательством; выполнение мероприятий "дорожных карт", направленных на увеличение заработной платы работников бюджетной сферы Омской области).
В 2018 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в Омской области увеличится на 21,8 - 24,5 процента к уровню 2015 года и достигнет по первому варианту прогноза 33730 рублей, по второму варианту - 34500 рублей. Среднегодовой прирост заработной платы в 2016 - 2018 годах прогнозируется на уровне 6,8 - 7,6 процента.
В 2016 - 2018 годах ожидается восстановление роста потребительского спроса населения Омской области. Закладывается умеренный рост оборота розничной торговли и объема платных услуг населению Омской области. В 2018 году оборот розничной торговли увеличится на 10,6 - 14,2 процента к уровню 2015 года соответственно по первому и второму вариантам прогноза, объем платных услуг населению - на 8,1 - 11,4 процента. На увеличение показателей потребительской активности окажет влияние рост платежеспособного спроса населения.
Объем ввода жилья в 2018 году по первому варианту прогноза увеличится на 21,4 процента относительно уровня 2015 года, до 850 тыс. кв.м, по второму варианту - на 23,6 процента, или до 865 тыс. кв.м. Среднегодовые темпы роста ввода жилья в 2016 - 2018 годах составят 106,7 - 107,3 процента по вариантам прогноза соответственно.
Прогнозируется рост объемов строительства жилья экономического класса за счет создания новых микрорайонов комплексной жилой застройки "Дубрава" в г. Омске, по Красноярскому тракту в с. Пушкино Омского муниципального района Омской области по программе "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 323, а также продолжения застройки микрорайонов "Чередовый", "Амурский-2", по ул. Завертяева в г. Омске и реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Омской области.
В целях создания условий для развития жилищной сферы, обеспечения повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения их жилыми помещениями, повышения качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению реализуется государственная программа Омской области "Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области, утвержденная постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 года № 264-п. В 2018 году планируется увеличение объемов ввода в эксплуатацию жилья индивидуальными застройщиками на 60 тыс. кв.м по сравнению с 2015 годом.
Среднегодовая численность постоянного населения Омской области в 2018 году составит 1983,9 тыс. человек и по сравнению с 2015 годом увеличится на 5,2 тыс. человек. Положительная динамика изменения численности населения Омской области в 2018 году по сравнению с 2015 годом обусловлена увеличением естественного прироста населения Омской области в 1,2 раза и снижением миграционной убыли в 1,7 раза.
В 2016 - 2018 годах продолжится демографическая тенденция уменьшения численности лиц трудоспособного возраста, обусловленная ростом количества людей, выходящих из трудоспособного возраста, а также тем, что резервы пополнения человеческих ресурсов, связанные со вступлением в трудоспособный возраст молодых людей из многочисленного поколения, фактически исчерпаны.
По первому варианту в 2018 году прогнозируется увеличение численности экономически активного населения Омской области до 1052 тыс. человек (на 1,5 тыс. человек по сравнению с уровнем 2015 года), по второму варианту - до 1053 тыс. человек (на 2,5 тыс. человек) за счет вовлечения в трудовую деятельность лиц старше трудоспособного возраста, создания дополнительных условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями.
В 2016 - 2018 годах продолжится реализация государственных программ Омской области "Развитие здравоохранения Омской области" и "Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом" (утверждены постановлениями Правительства Омской области от 16 октября 2013 года № 265-п и 9 октября 2013 года № 235-п соответственно), мероприятия которых направлены в том числе на обеспечение снижения смертности и улучшение миграционной ситуации в Омской области. Планируется обеспечить снижение смертности от всех причин с 12,8 случая на 1 тыс. населения в 2015 году до 11,3 случая на 1 тыс. населения в 2018 году и привлечение в прогнозируемом периоде более 2 тыс. участников государственной программы Омской области "Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом" и членов их семей, находящихся в трудоспособном возрасте.
В условиях прогнозируемого развития экономики Омской области численность занятых в экономике в 2016 году составит 944 - 946,5 тыс. человек по первому и второму вариантам прогноза соответственно, в 2018 году - 948,5 - 950,5 тыс. человек. Увеличение численности занятых в экономике связано с реализацией инвестиционных проектов, ростом объемов производства, ожидаемым увеличением спроса работодателей на рабочую силу.
Показатель зарегистрированной безработицы в 2016 - 2018 годах будет находиться на уровне 1,4 - 1,2 процента от численности экономически активного населения Омской области. Уровень общей безработицы, рассчитанный по методологии Международной организации труда, будет снижаться с 7,5 - 7 процентов от численности экономически активного населения в 2016 году до 6,6 - 6 процентов в 2018 году по вариантам прогноза соответственно.
Достижению прогнозных показателей, характеризующих развитие рынка труда, будет способствовать реализация государственной программы Омской области "Регулирование отношений в сфере труда и занятости населения Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 года № 257-п.


------------------------------------------------------------------